Rambler's Top100



"Мухоморы" - дети эпохи "застоя"

В начале 1980-х появилась странная музыкальная композиция, состоявшая из фрагментов различных произведений советской и зарубежной музыкальной культуры. Человек привычный мог расслышать кремлевские колокола, на которые накладывались песни модных групп Shocing Blue и ABBA, а также какая-то заунывная арабская музыка, веселенький эммигранский шансон и бог еще знает что.

На этом фоне, сопровождаемом также различными шумами, некие молодые люди декламировали звонкими голосами безумные и ернические стихи. Сие прозведение получило название - "Золотой диск" знаменитой группы "Мухомор". Больше никто ничего об этой таинственной группе не знал.

Проницательный Сева Новгородцев запустил «Золотой диск» в своей культовой программе на вражеской радиостанции «Би-би-си», предположив, что «Мухоморы» - какие-то загадочные московские панки. «Золотой диск» был также включен и в другую важную ротацию - составленный в Министерстве культуры список музыкальных групп, воспроизведение которых было категорически запрещено.

Людей понимающих особо веселило то обстоятельство, что новые кумиры широких народных масс не были никакой рок-группой, музыкальными инструментами не владели, а некоторым попросту медведь на ухо наступил. А суперпопулярный «Золотой диск», попавший в золотой список Минкульта наравне с «Пинк Флойд» и прочей классикой, был всего лишь шуткой компании молодых людей, у которых идея стать поп-звездами родилась в качестве художественного проекта. «Мухоморы» устраивали удалые перформансы, издавали рукодельные книжки, писали развеселые картины, снимали фильмы на любительскую кинокамеру.

И много еще чего делали такого, что не лезло ни в какие ворота. Все это они делали по одной причине - однажды они твердо осознали: «Наше главное произведение - это наше существование».

Рубеж 1970-80-х был очень тоскливым временем, тусклым и тухлым. Кремлевские старцы бормотали что-то невразумительное с экранов телевизоров, а на кухнях люди столь же уныло бормотали полушепотом нечто антисоветское. Как ни странно, но именно эта наводящая скрежет зубовный атмосфера и вызывала у советской прогрессивной молодежи какое-то совсем уж безудержное веселье. По улицам ходили толпы хиппи и прочей прихипо-ванной молодежи, а рок-концерты в клубах продвинутых научных институтов собирали немыслимое количество самой разнообразной публики.

Умышленное дуракаваляние в особо крупных размерах стало нормой жизни в стране, стремительно погружавшейся в мутный абсурд. Поэтому ничего особенного «Мухоморы» не придумали - будущие математики сочиняли коллективные романы, а геологи вовсю отрывались на студенческих капустниках. Но в этой компании просто лучше других знали, как следует назвать подобного рода дурацкое и глубоко бессмысленное с точки здравого смысла времяпрепровождение.

И даже решительное заявление Константина Звездочетова: «Мы не занимаемся искусством. Наше главное произведение - это наше существование», свидетельствовало только о том, что ребята попались очень подкованные и серьезные. И выбрали в качестве ориентира для своего многообразного жизнетворчества русский футуризм 1910-х годов, самый веселый эпизод в истории русского искусства XX века. Они даже свои акции, хэппенинги и перформансы называли старомодно-футуристически - «выходками».

Итак, все началось с того, что братья-близнецы Мироненко (Сергей - «Пупс», Владимир -«Фофа») и Свен Гундлах учились в знаменитой спецшколе № 16. По окончании этого элитного учебного заведения Пупс и Фофа продолжили образование на постановочном факультете школы-студии МХАТ, где и познакомились с Константином Звездочетовым, по прозвищу Маленький. В «выходках» участвовал и самый знаменитый сегодня московский дворник, Владимир Кара-Мурза, школьный товарищ Мироненок.

 Будущий неукротимый политобозреватель попал в мухоморские анналы в виде буквы «Й» на фотографии, где запечатлена акция с выкладыванием некоего русского слова из трех букв на снегу усадьбы Кусково. Во времена дружбы с «Мухоморами» началась и кинематографическая карьера Кара-Мурзы - во время перфомансов именно этот ответственный человек фиксировал происходящее на узкопленочную кинокамеру. Учитель истории Кара-Мурза сохранил для потомства мухоморский архив, состоящий из кучи рукописных книжек, каких-то помятых листочков и мутных фотографий. (Сами художники, народ творческий и увлекающийся, как-то совсем не имели склонности к архивной деятельности.)

Согласно официально распространяемой версии, творческое объединение «Мухомор» появилось на свет 24 марта 1978 года во время грандиозной пьянки по случаю празднования «Всесоюзного дня работников хэппенинга». Началось все как обыкновенная тусовка - компания отправилась к Алексею Каменскому, который на помойке нашел огромный холст, метр на два.

Применение находке было найдено быстро - за полчаса была нарисована роскошная картина под названием «Охота индейца на орла». Вот тут Константин Звездочетов и произнес историческую фразу: «Я, братцы, мухомор». В официальных документах группы также сообщается, что «первые мухоморские дни прошли в пьяном угаре, матерщине, панк-декламации». Доверять этим мифологическим рассказам следует только с большими оговорками.

Эти литературные юноши из интеллигентных семей, театралы и синефилы, не вылезавшие из «Иллюзиона», как-то не очень хорошо подходят на роль необузданных панков. В этом противоречии нет ничего удивительного -всякий осмысленный жест, даже с виду до крайности экстремистский, в те благословенные времена оказывался прежде всего литературной программой. «Мухоморы» первыми после футуристов превратили свой имидж в настоящий художественный проект.

Апофеозом мухоморского рафинированного идиотизма, художественного волюнтаризма и полного пофигизма была акция «Кто сей божественный фиал разрушил, как сосуд скудельный». Звездочетов, завернувшись в красное полотнище, стоял в туркменской папахе и смотрел драматическим взором на присутствующих, а в это время Гундлах и В. Мироненко били об пол надувными бревнами. А потом все встали и принялись раскачиваться, держась за руки, под песню Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья». Подражание древним, то есть футуристам, вылилось в совершенный концептуализм жизни. Простой поход компанией на чей-то день рождения непременно нужно было превратить в акцию, скажем, напялить при входе банные халаты.

По этому поводу Константин Звездочетов с удовольствием вспоминает: «Мы эпатировали публику, нас, собственно, ради этого и приглашали». Тем не менее компания собралась в высшей степени серьезная, запросто вмешивалась в большую политику, однажды написали открытое письмо Маргарет Тэтчер с требованием освободить Мальдивские (то есть «Мухоморские») острова, а также провели публичную лекцию о вреде нейтронной бомбы. В планы «Мухомора» входил и переход от художественного эпатажа к непосредственным террористическим акциям.

Был составлен «Перспективный план похищения из Третьяковской галереи картины А.Иванова "Явление Христа народу"». Группа мухоморовцев в масках, угрожая привести в действие взрыватель, должна вынести означенное полотно размером (5,5 х 7,5 м) из Третьяковки и, захватив самолет, вывезти картину в Саудовскую Аравию, поменять ее там на миллион баррелей нефти, затем продать нефть в США по спекулятивным ценам. Но весь этот террористический балаган, оказывается, преследовал высокие цели.

После всех приключений «мухоморы» тайно возвращаются в СССР, на вырученные деньги строят музей концептуального искусства и учреждают ежегодную мухоморскую премию за лучшее концептуальное произведение искусства. Так что мухоморская диверсия преследовала высокие цели - то, что уже в 1990-х было названо «построением инфраструктуры современного искусства». При этом «Мухоморы» настаивали на своей оппозиционности по отношению к искусству как таковому и заявляли: «Для нас хорошо то, что еще не стало искусством».

Когда элита андеграунда пригласила молодых провокаторов в один светский салон, те устроили там «Вечер памяти поручика Ржевского».  Патетическими голосами читали скабрезные истории, совершенно серьезно заявляя, что жизнь поручика - исторический факт, доказательством чему служат его многочисленные, свеженаписанные портреты.

Публика, которая ожидала услышать нечто высокопарно-концептуальное, была в шоке. В общем, ничего святого, никакого почтения к старшим. К западному искусству, высокому идеалу, к которому должен стремиться каждый настоящий художник, относились с большим подозрением. Признавали только дадаистов, о которых не знали почти ничего. Уважали и Сальвадора Дали: не за его картинки, которые считали пошлыми, но за непрерывный перформанс в жизни.

Особенно любили рассказывать про аудиенцию, которую дал Дали Араму Хачатуряну. После многочасового ожидания в приемной раздались звуки "Танца с саблями", перед изумленным советским композитором прогарцевал сюрреалист на коне и в кавказской бурке. Потом вышел дворецкий и объявил, что аудиенция закончена. В точности следуя заветам Сальвадора Дали, «мухоморы» однажды решили, что настала пора проснуться знаменитыми.

Правда, решение «пойти в народ» сильно контрастировало с идеалами нескольких поколений нонконформистов, которые с опасливым высокомерием относились к ничего не ведающим простецам и культивировали образ одинокого гения, «которого поймут только потомки». Но на «Мухоморах» закончилась героическая история эстетического противостояния власти и независимых гениев, начались времена настоящего андеграунда, находящегося в оппозиции ко всем системам на свете.

Замечательно, что предложение стать поп-звездамии пришло вовсе не от коллег-художников, а из совершенно другой среды. Евгений Мату-сов, деятель рок-андеграунда,  предложил распространить в широкие народные массы мухоморскую поэзию под звуковое сопровождение. Матусов, участвовавший в издании подпольных рок-журналов «Ухо» и «Зеркало», принес на запись профессиональный микрофон.

Процесс записи сам по себе превратился в перформанс - на одну дорожку записывался голос чтеца, на другую - заранее подготовленная фонограмма из обширной коллекции пластинок Алексея Каменского, который по совместительству был членом Московского общества филофонистов. Для саунд-трека выбирали самое банальное, те самые мелодии, которые с утра до ночи транслировались по официальным радиоканалам - от Джо Дассена до Поля Мориа. Не забыли и «Танец с саблями» - в качестве специального оммажа Сальвадору Дали. Тексты лежали на столе в виде хаотично разбросанных машинописных листков, из которых интуитивно точно выбирались созвучные музыке произведения.«Английское» вступление читал Владимир Мироненко, который в школе изучал французский, и поэтому все слова произносились им по транскрипции, написанной русскими буквами. 

Для обложки 50-минутного опуса использовались высокохудожественные ягодицы одного из участников проекта, демонстративно нависавшие над грудой червонцев. Несмотря на столь откровенно антикоммерческий запал,«Золотой альбом» был растиражирован на нескольких десятках 60-минутных кассет. Матусов провел рекламную кампанию и начал распространение супершлягера по спекулятивной цене. Но для начала новый художественный проект был предъявлен концептуалистской общественности - Илье Кабакову, Андрею Монастырскому, Дмитрию Александровичу Пригову, Всеволоду Некрасову в качестве «сложной теоретически-эзотерической авангардной композиции».

Гуру московского концептуализма ко всему этому безобразию отнеслись как-то холодно, зато широкие народные массы восприняли «Золотой диск» на ура. Рок-культура сочла этих художественных хулиганов своими ребятами, кассеты разошлись немыслимыми тиражами, «Мухоморов» стали приглашать на подпольные концерты, не подозревая, что те толком не умеют играть ни на одном инструменте. До сих пор некоторые монстры рока, такие как группа «ДК», называют «Мухоморов» основоположниками рок-поэзии золотого века. В конечном счете и некий Шнур тоже приходится «Мухоморам» прямым наследником. Правда, новым поп-звездам этот шоу-бизнес быстро наскучил.

«Продолжать наносить удары в одну и ту же точку нам было уже не интересно», -вспоминал потом Сергей Мироненко. И хотя новых подвигов на ниве рок-музыки «Мухоморы» так и не совершили, их всенародная слава продолжала расти сама собой. «Золотой диск», записанный в 1981 году, завоевал максимальную популярность к 1983 году, а уже в 1984 году он был указан на почетном четвертом месте в списке групп, за-прещенных к публичному прослушиванию, обогнав AC/DC, KISS и «Зоопарк». Отдельные вирши ушли в народ и их часто можно было услышать на разнообразных сборищах и тусовках. Но именно эта всенародная слава и оглушительный успех и привели к фатальному результату.

В мае 1984 года «мухоморы» продолжили свою карьеру в рядах доблестной Советской армии, несмотря на то, что, как разумные молодые люди, они заразнее выправили себе освобождение по состоянию здоровья и другим важным причинам. Под эту замаскированную репрессию не попали только Алексей Каменский, который от деятельности группы отошел, да Сергей Мироненко - он числился главным художником воркутинского театра, так далеко его искать не стали. А брата его, Володю, в конце концов вытащил с космодрома «Капустин Яр» родной дедушка-маршал. Свен Гундлах обустроил в стиле чистого соцарта все красные уголки сахалинского гарнизона, а Константин Звездочетов продолжил  карьеру  рок-звезды, исполняя сослуживцам композицию «Солдат стройбата» с «Золотого диска» и декламируя суры Корана товарищам мусульманской национальности. Хорошее образование, как оказалось, помогает даже в стройбате. Так что время «мухоморы» провели неплохо.

Правда, периодически соответствующие органы напоминали: ребята были отправлены вовсе не на курорт, а проходить школу жизни, то есть маршировать на плацу, чистить нужники и рыть окопы. Когда все закончилось, оказалось, что никакого прежнего драйва к коллективному творчеству не осталось, пришлось оттягиваться поодиночке, сохранив гордое имя «мухомор» как хороший бренд. Особенно он пригодился во времена «русского бума» периода перестройки, когда экс-«мухоморы» объездили с выставками полсвета. Карьеру рок-звезды продолжил только Свен Гундлах, организовавший из друзей-художников рок-группу «Среднерусская возвышенность».

Несмотря на то, что никто из участников этого музыкально-художественного проекта так и не взял на себя труда разучить толком хотя бы пару аккордов, и этот проект тоже стал звездным - записи расходились колоссальными тиражами, в салонах такси зазвучала уже «Двухголовая птичка» и «Галя, гуляй!» в бесподобно-гнусавом исполнении. Впоследствии проповедник истинного рок-н-ролла Артемий Троицкий назвал «Среднерусскую возвышенность» лучшей группой всех времен и народов.

Однако и это дело тоже довольно быстро надоело. Гундлах решил, что гораздо круче стать акулой бизнеса, забросил и музыку и искусство. Самое забавное, что и этот проект тоже оказался успешным - сейчас у Гундлаха большое дизайн-бюро. Братья Мироненко также ушли в бизнес и дизайн. Все кончилось хэппи-эндом. Константин Звездочетов, единственный из великолепной пятерки, кто остался защищать бастионы современного искусства - он участвовал в бесчисленном количестве московских и зарубежных выставок, представлял Россию на Венецианском биеннале. Все случилось именно так, как и предвещал Владимир Кара-Мурза: «В потомстве «мухоморов» / Воздастся «Мухоморам» / Морями мемуаров / Хоругвей с бахромой.

Из литературного архива

Солдат стройбата


Молодой солдат стройбата,

Весь от горечи шатаясь,

Вдруг ворвался в инкубатор,

Грязно матерно ругаясь.

Сапогом прошел по яйцам,

Что птенцов родить готовы,

В рот засунувши два пальца,

Свистнул громче постового.

Он, рыдая, слезы мазал

По щекам своим небритым - 

Что на стрельбище промазал

И угробил замполита...

Солнце ясное заходит

И склоняются знамена,

 Генерал по штабу ходит

 В удивленье изумленном.

 

Елка


Солнце вышло из-за туч,

Что-то хвоей пахнет жутко -

Это Мишка рубит сук,

Запастись он дров решил.

И продать их на базаре,

 Чтоб цветы купить подруге -

Толстой доброй рекордистке,

Первой девке на селе.

Он ей сделал предложенье -

Молоко Мишутка любит,

Пьет его по многу граммов,

Часто в клуб заходит какать,

 Чтоб казаться ей красивым,

 Чтобы долго целоваться,

Сидя с милкою под елкой, -

Елка жутко пахнет хвоей.

Рубит сук на ней Егорка -

Пожелаем им успеха,

И оставим их в покое.

Жизнь, ликуя, брызжет соком,

 Бурно пенясь, ниспадает,

Над колхозами привольно

 Солнце красное восходит!

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.