Rambler's Top100





АНТИВОЗРАСТНЫЕ СОВЕТЫ

Культ старости

Культ старости

 

 
Старость – то, чего люди боятся, о чём часто не хотят говорить. Старость в нашей стране ассоциируется с немощью, безденежьем и забытостью. Но в последнее время нарастает новая тенденция: в противовес тотальному культу молодости всё больше голосов с разных сторон говорят о том, что старость – это не только естественно, но и интересно, важно и даже… модно!
 
Кого считать стариками
 
Средний возраст 45‒59
Пожилой возраст 60‒74
Старческий 75‒90
 
Население земли стареет. Если в 1980 годы в мире было примерно 378 миллионов человек 60+, то через тридцать лет эта цифра выросла больше чем вдвое (760 миллионов в 2010 году). По прогнозам, к 2050 году количество пожилого населения земли достигнет 2 миллиардов, то есть каждый третий житель Земли будет пенсионного возраста. Уже сейчас проблема слишком возрастного общества стоит в Северной Европе, где прирост населения происходит в основном за счет мигрантов. Самой «старой» по возрасту населения страной считается Япония: уже в 2014 году здесь каждый четвёртый житель был старше 65 лет. В России, по данным на 2015 год, рубеж 65 лет преодолел каждый восьмой.
 
При такой статистике культ молодости становится не просто неуместным, но разрушительным. И всё больше социологов, геронтологов, а также общественных организаций обращают на это внимание и пытаются сделать что-то, чтобы «узаконить» старость в глазах общества и сделать жизнь пенсионеров более достойной, интересной и полноценной.
 
Культ молодости и культура старости
 
Культ молодости вошёл в моду в 50‒60 годы ХХ века и в следующие десятилетия стал массовым товаром и движущей силой маркетинга. Одновременно происходил процесс, который можно назвать разрушением культуры старости, и в России это особенно заметно. 
 
По индексу счастливой старости (Global AgeWatch Index) в 2015 году Россия находится на 65 месте из 96. Первое место занимает Швейцария, последнее ‒ Афганистан. Цифры эти складываются из разных показателей – уровень жизни, медицинское обслуживание, интегрированность в общественные процессы. Не последнее место занимает и отношение общества к пожилым людям, и отношение пожилых людей к самим себе. Здесь как раз уместно будет сказать о культуре старости в нашей стране. 
 
В каком-то виде она существовала в дореволюционном и даже в советском обществе, но в постперестроечное время была утрачена. Сошлись несколько факторов: уже имевший место культ молодости дополнился новым фетишем – деньгами. Слившись, два культа практически не оставили старикам шансов: смена формаций с социалистической на рыночную оставила за бортом большую группу населения, которой в начале 1990-годов было 45+ и которой сейчас 70+ соответственно. В 90-х в своём уже зрелом возрасте и со сложившимися жизненными ориентирами эти люди по большей части не смогли встроиться в рыночные реалии и остались в стороне от финансовых потоков. Оно бы и не страшно, но деньги в новом обществе стали очень важны. Именно они стали определять статус человека и меру уважения, которую ему должно оказывать. Так низкодоходная группа людей потерялась и опустилась в глазах более материально успешных сограждан, а затем – и в собственных глазах.
 
По прошествии 25 лет многое изменилось. Бизнесмены-миллиардеры, осуществив свои детские мечты, с удивлением открыли заново банальную истину: не в деньгах счастье. Большинство же стариков живут весьма и весьма скромно. Но вот что интересно. Социолог Дмитрий Рогозин, занимающийся социологией старения, объездивший множество российских регионов и опросивший тысячи пожилых людей, отмечает тенденцию: старики, зарабатывающие копейки, часто помогают своим детям и внукам, имеющим гораздо более высокий доход. Они, пережившие на своём веку множество лишений, переносят спокойно и бедность. Не в деньгах они нуждаются, а во внимании, признании, уважении и реализации. 
 
Исследователи социологии старения работают в двух направлениях: с одной стороны, изучают самих пожилых людей, с другой – то, как они воспринимаются обществом. В итоге выходит, что общество воспринимает старость как период пассивности, уязвимости и болезни, и пожилые люди невольно сами начинают себя так воспринимать, даже если полны сил и ясны умом. Общество не оставляет им места в своих социальных структурах. Позорный термин «возраст дожития» говорит сам до себя. Как же важно развернуть общество лицом к этим людям, прожившим большую и трудную жизнь, и научить уважать и принимать их! Связать между собой разные поколения ‒ и показать, что они могут быть полезны друг другу.
 
Во многих странах за рубежом этим занимаются давно, там и терминология другая: sociology of ageing (социология взросления) работает над созданием культуры старости. В действительности культ молодости и культура старости не так уж и противоположны, только акценты смещены: то, что в первом случае отвергается и вытесняется (все мы стареем, но мириться с этим не хотим), – во втором случае принимается и изучается (все мы стареем ‒ и давайте творчески к этому приспособимся). Молодящийся старик, не готовый принять свой возраст, конечно, обеспечит работой косметологов, пластических хирургов, психотерапевтов и докторов, но вряд ли обретёт гармонию. Человек, принимающий старость, способен уловить сигналы от организма о естественных возрастных изменениях и приспособиться к ним; и обнаружить в новом возрасте массу преимуществ. За длинную жизнь люди вырабатывают особый взгляд на мир, и взгляд этот очень ценен.
 
…Моей маме 70 с половиной, она преподаватель русского языка на пенсии, у неё четыре ученика. Она увлекается скандинавской ходьбой, рисует, занимается на компьютерных курсах и поёт в хоре. Никто не даёт ей больше 55. Она великолепно выглядит и в сексуальности даст фору молодым. Когда я её спрашиваю, хотела бы она вернуться в молодость, она отвечает: «Ни за что! Я слишком много беспокоилась, особенно о том, что обо мне думают другие. В молодости я не понимала, что быть несовершенной – это так прекрасно. Теперь я наконец стала самой собой ‒ и очень это ценю. Мне нравится общаться с людьми, но я ни от кого не завишу. Наконец-то мне нравится моя жизнь!»
 
Лариса БОРУЗДИНА           Источник
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:













 





Долголетие














Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом




Рейтинг@Mail.ru