Rambler's Top100



Цветы - остатки рая на земле

Цветы - остатки рая на земле

Выставка, знаменующая наступление весны, открылась в Москве, в Третьяковской галерее.  Пять столетий русской культуры объединил инновационный проект, посвященный теме цветов в русском искусстве. В масштабной экспозиции, охватившей все пространство Инженерного корпуса, произведения религиозного и светского характера из фондов Третьяковской галереи соседствуют со старинными декоративно-прикладными предметами и находками современных ландшафтных дизайнеров и мастеров икебаны.

Феномен цветка трактован многозначно: как удивительное творение природы, как источник вдохновения художника, как декоративный мотив, проходящий сквозь эпохи, а также как символ и аллегория.

Проект не имеет аналогов в российской музейной практике. Он задуман как праздничное действо и помимо традиционного визуального искусства включает в себя образно-ассоциативные перформансы и инсталляции из живых цветов. На протяжении двух месяцев работы выставки, преподнося публике феерический букет в виде изысканной и чрезвычайно разнообразной экспозиции, Галерея нестандартным образом отметит ряд весенних праздников, особо любимых в России, в том числе Пасху Христову и День Победы.

Георг Иосиф фон Преннер.
Портрет Императрицы
Елизаветы Петровны. 1754

Главным содержанием выставки стали флоральные мотивы в «золотом фонде» русской классики. Знаковые произведения из постоянной экспозиции ГТГ сопоставлены с малоизвестными и впервые экспонируемыми. Редкая иконография отличает древнейшие экспонаты – украшенные цветочным орнаментом иконы и фрагменты фресок XVI–XVII веков. Необычны «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» Г.И. фон Преннера в рамке из цветов и единственный в Галерее мужской автопортрет на фоне цветов кисти П.Н.Орлова.

Единой темой оказались связаны древнерусская живопись, светское искусство XVIII–XIX столетий (В.Л.Боровиковский, И.Ф.Хруцкий, И.И.Левитан); скульптура ХХ века (работы Н.А.Андреева, С.Т.Коненкова, А.Н.Красулина, Д.М.Шаховского), произведения живописцев наших дней Н.И.Нестеровой, Т.Г.Назаренко, И.А.Старженецкой, Н.Е.Ватагина, Т.Т.Салахова, С.А.Шутова. Зал графики вобрал в себя творения мастеров разных периодов от Ф.П.Толстого до Н.С.Гончаровой и В.И.Яковлева.

Выставку, включившую в себя свыше 250 экспонатов, дополнили произведения из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: изделия из бисера и керамики, в том числе «агитфарфор», лаковая  миниатюра, костюмы, текстиль, а также прялки, жостовские подносы, мебель. Ряд экспонатов предоставлен Иркутским областным художественным музеем и частными собирателями Москвы.

Поленов В.Д.
Галилейская анемона. 1883

Экспозиция разделена на несколько тематических зон, в частности «Цветы в портрете» и «Окно художника». Кураторы стремились раскрыть бесчисленные нюансы «языка цветов», возникшего еще в античности, и рассказать о бытовании флоральных мотивов в отечественной культуре. На роль главных «героинь» проекта выбраны особенно любимые русскими художниками роза и сирень: их легко встретить у М.А.Врубеля, А.Я.Головина, М.Ф.Ларионова, К.С.Петрова-Водкина, П.П.Кончаловского, А.М.Герасимова и др. Давшая проекту название цитата из трудов св. прав. Иоанна Кронштадтского отсылает к символике цветов в религиозном искусстве. Аллегорико-философская составляющая важна в работах многих авторов, в т.ч. Д.Д.Жилинского, который включил изображение лилий и других цветов в триптих «1937 год».

Выставка преобразит все здание Инженерного корпуса, начиная с улицы – там будет размещена первая инсталляция из растительного материала, которая продолжится на фасаде, в вестибюле и на лестницах. Благодаря этому зритель сразу окунется в особую атмосферу, формируемую в сложном сочетании звуков, запахов, реальных предметов и изображений. Экзотический японский акцент привнесет цветочный перформанс, который покажет на вернисаже мастер школы «Согецу» Тетсунори Кавана (он известен в Москве инсталляцией «Духовные переходы», которая была установлена во дворе Третьяковской галереи в год ее 150-летия). Этот дизайнер из Токио создаст и инсталляцию-оммаж А.А.Пластову рядом с его картиной «Сенокос», помещенной в главном зале выставки.

Лентулов А.В.
Астры. 1913

Силами Т.Каваны, преподавателей и студентов Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна Московского Архитектурного института в каждом зале будут созданы инсталляции. Сквозь это нарядное «говорящее» пространство зритель движется к произведениям иконописи, живописи, скульптуры и графики. Необычна идея выявить с помощью живого растительного материала контраст между классической плоскостной развеской картин и трехмерными пространствами, заставить пластику архитектурных объемов и инсталляций работать на особенно острое восприятие музейных экспонатов.

К выставке подготовлена образовательная программа: авторские экскурсии и лекции методистов – сотрудников галереи, цикл лекций «Сады мира», который прочитают приглашенные специалисты, театрализованные мероприятия для семейной аудитории, а также особый праздник для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями.

Во время работы выставки планируется проведение социальных акций для посетителей, в которых примет участие Сеть салонов цветов «Ирис».

К выставке подготовлен каталог, содержащий статьи сотрудников Галереи о бытовании цветочных мотивов в разные периоды истории русского искусства и богатый иллюстративный материал, в том числе первые публикации многих произведений из фондов Третьяковской галереи.

Москва, Лаврушинский пер, 12, Инженерный корпус, 2–3-й этажи

Выставка работает до 10 мая    

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг






















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.