Rambler's Top100

Коллекция немецкого авангарда в Советской России.

 Коллекция немецкого авангарда в Советской России. Выставка в Эрмитаже впервые вновь собрала произведения, происходящие из "Genossenschaft fur proletarische Kunst", и поставила целью привлечь внимание к этому интересному эпизоду русско-немецких художественных связей и забытой даже в Германии художественной организации Брасса.

"Товарищество пролетарского искусства" Фридриха Брасса. Коллекция немецкого авангарда в Советской России. 
В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка, посвященная истории первой коллекции современного европейского искусства, привезенной в Советскую Россию после революции. Экспозиция, насчитывающая около 170 графических работ, подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Научно-исследовательским музеем Российской Академией художеств и Научной библиотекой Российской Академией художеств.

"Товарищество пролетарского искусства" (Genossenschaft fur proletarische Kunst), основанное в Берлине в начале 1920 года, соединяло цели коммерческого предприятия, то есть было как собственно кооперативом, объединившим художников, сообща занимавшихся продажей своих произведений, так и организацией сугубо социального и политического характера. Среди членов Товарищества были как уже известные мастера немецкого экспрессионизма - Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Роттлуф, Отто Мюллер, Христиан Рольфс, так и художники молодого поколения, начало творческой карьеры которых относится ко времени после окончания Первой мировой войны. Среди них берлинцы Жорж Гросс, Людвиг Майднер, Макс Каус и Эрих Годал, Конрад Феликсмюллер и Вальтер Якоб из Дрездена, Рюдигер Берлит из Лейпцига, Густав Генрих Вольф, Вальтер Граматте и Карл Опферман из Гамбурга, Франц Зайверт из Кельна, Арнольд Шмидт-Нихиол из Ворпсведе, Макс Бурхарц и Рейнхард Хилькер из Хагена, Рудольф Хайниш из Франкфурта-на-Майне и другие. Особую ценность коллекции придает разнообразие составивших ее имен, представляющее живой срез современного немецкого искусства 1920 года, в котором вместе сосуществуют явления разного художественного и эстетического достоинства.

В Товариществе были представлены новейшие течения современного немецкого искусства от югендстиля (Зигфрид Берндт) и раннего экспрессионизма мастеров группы "Мост" (Шмидт-Роттлуф, Хеккель) до дадаизма (Жорж Гросс). При всем различии художественных взглядов на короткое время этих мастеров смогла объединить идея "пролетарского" искусства.

Основателем "Товарищества пролетарского искусства" был Фридрих Вильгельм Брасс (Friedrich Wilhelm Brass). Он родился в Прирейнской провинции Пруссии в городе Крефельде в 1873 году в рабочей семье. В сохранившихся документах он называл себя художественным ремесленником или торговцем произведениями искусств. Некоторое время он работал в Крефельде в литографской мастерской и, видимо, по профессии был печатником. В 1905-1908 годах Брасс содержал в Крефельде художественный салон, торговавший произведениями старого и нового искусства, книгами и журналами по искусству. Это торговое предприятие достаточно быстро потерпело крах.

Начинание Брасса в 1920 году в Берлине должно было сочетать коммерцию и политику, расчет, видимо, был на то, что в ситуации революционного подъема новое искусство может найти спрос в самых широких рабочих кругах. Торговать Брасс собирался преимущественно недорогими произведениями печатной графики, значительная часть которой имела политический, пропагандистский характер. Однако сказалось отсутствие у Брасса сколько-нибудь существенных материальных средств. Собственного выставочного помещения у Товарищества не было. Брасс основал и издательство Товарищества, но смог опубликовать только серию литографий Эриха Годала "Революция" и портреты Карла Либкнехта, выполненные Арнольдом Шмидт-Нихиолом. Это предприятие просуществовало недолго, было ликвидировано; все, что находилось тогда в Товариществе у Брасса, было продано в октябре 1920 года в Россию.


История приобретения коллекции

Коллекция "Genossenschaft fur proletarische Kunst" была привезена в Россию в ноябре 1920 года, когда в Петроград из Германии вернулась делегация, возглавляемая председателем Исполкома Коминтерна Г. Е. Зиновьевым, который ездил на съезд Независимой социал-демократической партии Германии. Это был первый официальный выезд советских вождей за рубеж после революции.

Зиновьева в поездке сопровождал Илья Ионович Ионов (1887-1942), профессиональный революционер, много лет проведший в тюрьмах и  ссылке. Ионов увлекался литературой, писал стихи. В ранней молодости недолго работал в типографии. После революции Илья Ионов был назначен главой Государственного Издательства в Петрограде, организовал издательство, печатавшее политическую, научную, учебную и художественную литературу, контролировал деятельность всех типографий в городе, частные издательства и даже осуществлял некоторое время цензурные функции. Во время краткой поездки в Германию Ионов закупил значительное количество различных товаров, прибывших в Петроград морем. Среди описи приобретенного Ионовым имущества в корабельной грузовой описи упомянута "посылка от Брасса 4 ящика, рулон и упаковка книг". Так коллекция "Genossenschaft fur proletarische Kunst" оказалась в России.

Вероятно, Ионов, имевший доступ к деньгам Коминтерна, купил у Брасса все, что имелось тогда в распоряжении "Genossenschaft". Все произведения из этой коллекции имеют на обороте штамп "Genossenschaft" и надпись, сделанную рукой Брасса. Обнаружить работы с таким штампом в музейных собраниях Германии не удалось.

В Петрограде изначально коллекция хранилась в Госиздате, располагавшемся в Доме книги на Невском проспекте. Поскольку никакой описи в 1920 году, очевидно, составлено не было, то состав коллекции, попавшей в Россию, не известен. Сейчас удалось обнаружить 260 графических работ, находящихся в Санкт-Петербурге, - в Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и Научной библиотеке Российской Академии художеств.

Помимо этого с коллекцией Брасса в Петроград попали редкие полные комплекты художественных изданий военных лет - "Кригсцайт" и "Билдерман", а также тетради "Шаффенден" за 1919-1920 годы, в которых сотрудничали наиболее значительные графики Германии того времени (всего около четырехсот гравюр и литографий). Таким образом, в конце 1920 года в Петрограде оказалась наиболее представительная коллекция современной немецкой графики за пределами Германии, демонстрирующая развитие искусства этой страны в первые десятилетия ХХ века работами самого высокого уровня.

В начале 1920-х годов много работ попадает в руки крупнейших петроградских собирателей современной графики И. И. Рыбакова, В. В. Воинова, Я. М. Каплана, Г. С. Верейского. Рано или поздно работы немецких мастеров из собрания Товарищества, бывшие в частных коллекциях, в 1920-1930-е годы (и даже позже - до 1980-х годов) попадают в Эрмитаж. Начиная с 1920-х годов, музей считает формирование коллекции современного западного искусства одной из своих приоритетных задач. Произведения из коллекции Брасса стали основой собрания современного немецкого искусства в Эрмитаже.

Однако, появившаяся осенью 1920 года в Петрограде, эта коллекция нашла для своего восприятия почву максимально неблагоприятную. Для советского авангарда работы немецких мастеров, после творческих экспериментов Малевича, Татлина, Филонова, были недостаточно революционны. Для художников реалистических направлений никакой потребности в немецкой революционной патетике не было.

Отдельные произведения из состава коллекции на несколько лет стали экспонатами огромной выставки печатной графики XV-XX веков, устроенной в Музее Академии художеств в 1927-1929 годах. Затем они надолго оказались в запасниках Академии и Эрмитажа. В предвоенную пору и позже немецкий экспрессионизм находился фактически под запретом. Только во второй половине 1950-х годов произведения из коллекции Брасса снова могли быть показаны на выставке немецкой графики конца XIX - начала XX века в Эрмитаже. Но к этому времени история происхождения работ была уже полностью забыта, а сам немецкий экспрессионизм, лишившись некогда столь раздражавшей зрителей политической окраски, воспринимался в широком контексте художественных преобразований европейского искусства начала ХХ века.

Забыто оказалось "Товарищество пролетарского искусства" Фридриха Брасса и в Германии. В ходе борьбы с "дегенеративным" искусством нацисты уничтожили большую часть работ экспрессионистов, хранившихся в музеях Германии. Сейчас в немецких художественных собраниях сохранилось лишь несколько листов, отпечатанных в издательстве Брасса. Столь же жестока оказалась история и к тем молодым художникам, которые сотрудничали в Товариществе. Их биографии, судьбы их работ тесно переплелись с опустошительными событиями фашистского террора в области искусства и войны. Они были запрещены, гонимы, их наследие беспощадно уничтожали пожары и бомбардировки. Поэтому так высока ценность коллекции Товарищества, сохранившейся в России, которая представляет исключительную по полноте и разнообразию картину яркой и интересной художественной жизни Берлина 1920 года.


Выставка в Эрмитаже впервые вновь собрала произведения, происходящие из "Genossenschaft fur proletarische Kunst", и поставила целью привлечь внимание к этому интересному эпизоду русско-немецких художественных связей и забытой даже в Германии художественной организации Брасса.

Выставка будет экспонироваться до 20 июня.

29.03.09

 

    


Человек
Хеккель Эрих

Изображение
большего размера


Две девушки с ручным зеркалом
Отто Мюллер

Изображение
большего размера


Бунт. IV лист серии "Революция"
Эрих Якоб Йозеф Годал

Изображение
большего размера


Танец смерти. XIII лист серии "Революция"
Эрих Якоб Йозеф
Годал
Изображение
большего размера


Беременная IV. Из серии "Материнство"
Густав Генрих Вольф

Изображение
большего размера


Брасс - коммунист
Людвиг Майднер

Изображение
большего размера


Безработные
Карл Хольц

Изображение
большего размера


Портрет Карла Либкнехта IV
Арнольд Шмидт-Нихиол

Изображение
большего размера

       
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.