Rambler's Top100

Елизавета Петровна и Москва

Елизавета Петровна и Москва
А.И.Бельский. Астрономия.
Аллегория. 1756

Крупнейший историко-художественный проект года, приуроченный к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761), продолжает и завершает выставочную трилогию, посвященную "московскому аспекту" деятельности российских правителей XVIII века ("Екатерина Великая и Москва" (1997), "Петр Великий и Москва" (1998)). Яркая масштабная экспозиция включает около 400 экспонатов и представляет все этапы жизни Елизаветы Петровны и ее окружения, связанные с Первопрестольной, на широком фоне московского быта середины XVIII века.

"Дщерь Петрова" появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Древняя столица для будущей императрицы стала той "малой родиной", где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир. Особенностью жизни царского двора в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, было непременное посещение служб Кремлевских соборов, многочисленных монастырей, древних святынь. Продолжая вековую традицию русских государей, императрица совершала богомольные походы в Троице-Сергиеву Лавру и Ново-Иерусалимский монастырь.

Многие значимые страницы жизни Елизаветы Петровны – публичные и тайные – связаны с Москвой. Она неоднократно посещала Первопрестольную, в том числе, в период коронации Екатерины I (1724), во время собственных коронационных торжеств (весна 1742), празднования годовщины подписания "вечного мира" со Швецией (1744). Согласно легенде, в 1742 году в сельской церкви в Перове состоялось венчание Елизаветы Петровны с графом А.Г.Разумовским.

Гравюры. Коронационный
альбом. XVIII век
В годы правления Елизаветы Петровны (1741–1761) многое делалось для расцвета в Москве банковского дела и мануфактуры, театра и оперы, науки и просвещения. В 1755 году был учрежден первый в России Московский университет. Большие усилия предпринимались для упорядочивания московской застройки, благоустройства городской структуры и поддержания в ней порядка.

Подготовка проекта длилась около трех лет. Была проведена большая исследовательская работа. Обзор "Камер-фурьерских журналов" и периодики тех лет помогли составить "Хронику московской жизни" Елизаветы Петровны. Факты биографии императрицы и ее деяний в Москве обусловили хронологическо-тематическую последовательность построения экспозиции и состав ее разделов: "Младые лета", "Охотничьи забавы", "Коронация", "Государыня и церковь", "Двор и окружение", "Семейство Разумовских", "Малый двор", "Покровительница наук и художеств", "Елизаветинское барокко", "Женский мир императрицы".

Выставка разнообразна по составу. В него вошли не только традиционные для коллекции Третьяковской галереи живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивный материал, поступившие из Государственного Исторического музея; Государственного Русского музея; Российского государственного архива древних актов; Музея архитектуры им. А.В.Щусева; Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль"; Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века".

И.Я.Вишняков. Портрет
императрицы Елизаветы Петровны
Значительное внимание в экспозиции уделено иконографии Елизаветы Петровны. Портретные изображения императрицы, выполненные в разных материалах и техниках, дают представление о ней как о красивейшей женщине на русском престоле в XVIII веке.

Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684–1754). Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы ("Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны", 1717, ГРМ). Авторитет придворного портретиста и, возможно, детская привязанность Елизаветы определили первенство Л.Каравака в исполнении коронационного портрета новой императрицы. Заказ был выполнен так удачно, что иконографический "тип Каравака" был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками и гравировался. В соответствии с "типом Каравака", его ученик, русский мастер И.Я.Вишняков написал для Сената парадный  "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" (1743; ГТГ).

Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и "гофмалер" Георг Христоф Гроот (1719–1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. Он создал несколько "малых портретов-картин", на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка ("Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком", 1743, ГТГ), знатная дама на балу ("Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке", 1748, ГТГ). Образ государыни, любившей "смехи и забавы", трактовался Г.Х.Гроотом в духе рококо.

Неизвестный художник второй
половины XVIII века. Портрет
князя М.Н.Волконского
Третьяковская галерея показывает и малознакомые широкой публике шедевры из своего собрания: уникальный портрет императрицы в цветочном обрамлении, созданный австрийским художником Г.Преннером (1754, ГТГ), камерные изображения работы мастерской П.Ротари и портрет, приписываемый Л.Токе. Впервые экспонируется поступивший в собрание Галереи в 1975 году и только что отреставрированный "Портрет князя М.Н.Волконского" (неизвестный художник 2-й половины XVIII века, ГТГ).

Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. Однако ее платья почти не сохранились – "драгоценные" ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений. Тем ценнее украшение экспозиции – платье Елизаветы Петровны, реконструированное реставраторами Исторического музея. На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский Кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), "собственный" фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века") и другие личные предметы императрицы. Впервые за десятилетия хранения в Музее архитектуры им. А.В.Щусева экспонируется отреставрированный макет "русского Вифлеема" (А.П.Сумароков) – усадьбы Коломенское.

И.И.Фирсов. Амуры с охотничьей
добычей. Десюдепорт
Архив Древних актов, где собрано практически все документальное наследие императрицы, показывает на выставке образцы подписи Елизаветы Петровны под государственными документами,  письма цесаревны родителям, записки Петра I к дочери и другие автографы.

К выставке издан фундаментальный богато иллюстрированный каталог, имеющий самостоятельную научную ценность. Впервые собрана и опубликована хроника жизни императрицы в Москве, а также изданный ею свод "московских указов".

 Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, тематические концерты.

Выставка открыта до 27 марта 2011 года.

Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.