Rambler's Top100

Гжельская керамика

Гжельская керамика

Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих  керамических центров страны. Высокое качество местных глин делает их пригодными для производства лучших сортов  посуды.

Еще во второй половине  XVIII века в Гжели было налажено производство майолики – красноглиняных пористых изделий, покрытых непрозрачной глазурью. Их появление связывается с деятельностью купца А.К. Гребенщикова, открывшего в Москве первый в России завод по производству майолики. Сохранились сведения, что гончары на работу в Москву приглашались  из Гжели, и оттуда же  на завод привозилось высококачественное сырье.

Обучившись на заводе  А.К. Гребенщикова искусству майолики, гжельские умельцы открывали у себя на родине собственные майоликовые мастерские. В них производилась столовая посуда, разнообразные квасники, кумганы, тарелки, кружки, украшавшиеся красочной многоцветной орнаментальной и сюжетной росписью с изображением фантазийных городов, птиц, цветов и скульптурными деталями. В это время на промысле, благодаря талантам и труду многих гончаров, происходило сложение художественно-орнаментального стиля гжельской керамики, продолженного в дальнейшем в искусстве фарфора и фаянса.

С конца XVIII века в Гжели развивается производство полуфаянса из беложгущихся глин, имеющего более толстый чем у фаянса черепок. Формы  изделий, следуя за стилистическими требованиями времени, обрели большую строгость, сдержанность в оформлении. В росписи на смену изобразительным мотивам пришли орнаментальные. Новый декор, как правило, состоял из подглазурной одноцветной синей кистевой росписи, исполнявшейся  свободным, сочным мазком. Рисунок решался в виде разновеликих орнаментальных поясков, гирлянд, составленных из живописно трактованных мотивов полевых цветов, листьев хмеля, дуба, трилистника, простых геометрических фигур, соединенных друг с другом  тонкой, выразительной графической линией.

Начиная с первой четверти XIX века, славились гжельские фаянс и фарфор, которые производились как в мелких крестьянских мастерских, так и на заводах: Барминых, Тереховых, Гулиных, Жадиных, Киселева и  других. Первым в Гжели крупным фарфоровым заводом в деревне Ново-Харитоново владел Т.Я. Кузнецов, основавший известную в стране династию предпринимателей – монополистов.

Во второй половины XIX  века отмечалось угасание гжельского промысла. Большинство гжельских заводов разорялось, не выдерживая конкуренции крупных предприятий. Некоторые мастера переходили на выпуск технического фарфора, аптекарской посуды, что неизбежно приводило к утрате художественных традиций.

После октябрьских революционных событий все сохранившиеся заводы были национализированы. В первой половине ХХ столетия на базе частных предприятий возникло несколько кооперативных артелей по выпуску посуды, скульптуры, игрушек. Одной из самых крупных стала артель по выпуску фарфора «Художественная керамика» (основана в 1937 году), располагавшаяся  в деревне Турыгино. В дальнейшем на ее базе был создан Турыгинский завод художественной керамики, который в 1972 году преобразовали в производственное объединение «Гжель» с несколькими цехами, расположенными в окрестных деревнях.

Большое внимание в 1940-е -1950-е годы к проблемам  развития традиций гжельского керамического производства XVIII - первой половины XIX века оказывал Научно - исследовательский институт художественной промышленности. Труды крупного искусствоведа, специалиста в области керамики А.Б. Салтыкова и творческие поиски талантливой художницы Н.И. Бессарабовой способствовали возрождению гжельского промысла.

Новое направление гжельского фарфора базировалось на традициях искусства полуфаянса XIX века с сюжетной и орнаментальной цветочной росписью кобальтом. Современные формы кувшинов, ваз, кружек, чайников имели традиционные выразительные, несколько приземистые пропорции с четким выявлением каждой конструктивной части. Изделия отличались плоскостным решением декора, его свободным расположением на плоскости.

Сочетание кистевого  мазка с тонкой прорисовкой деталей требовало от исполнителей высокой культуры росписи. Много внимания Н.И. Бессарабова уделяла работе по обучению мастериц - «писарих» приемам и навыкам кистевого письма, умению варьирования рисунка, вдохновляла их на самостоятельное творчество.  Сложившаяся на промысле творческая атмосфера способствовала более полноценному изучению и восстановлению традиционного искусства Гжели.

В дальнейшем, найденная декоративно-образная система гжельского фарфора, изменялась, обогащаясь за счет творческого подхода к использованию традиций несколькими поколениями художников – Л.П. Азаровой, Н.Б. Квитницкой, З.В. Окуловой и другими.

Особую роль в жизни промысла сыграла Л.П. Азарова, творчество которой в 1960-е годы во многом стало определяющим в художественной направленности промысла. Художница добилась больших результатов в области мелкой жанровой пластики, скульптурных посудных форм (декоративные скульптуры «Чаепитие», «Баба на возу», набор чайников «Диск», шкатулка «Петух» и другое). В ее творчестве воплотилось, характерное для народных мастеров, оптимистическое, праздничное понимание бытия, рождающее чистые, светлые образы.

1970-е –  1980-е годы явились новым, переломным этапом в жизни промысла. На растущее и постоянно переоснащаемое производство, стало приезжать большое количество молодых специалистов: А.Н. Федотов, В.Г. Розанов, Г.В. Денисов, Н.Т. и В.С. Бидак, М.В. Подгорная, А.В. Царегородцев и многие другие.

Каждый из них смог стать яркой творческой  индивидуальностью, внесший свой вклад в развитие промысла. В работах этих мастеров отчетливо наблюдается усиление эмоционально-образного содержания, усложнение пластических форм. Новой  линией на гжельском промысле стала богатейшая по тональности, характеру художественного воплощения кистевая роспись с широким использованием тематических композиций, обрамленных более мелкими, детализированными, чем у предшествующего поколения художников, орнаментальными формами.

Несомненный вклад в возрождение искусства гжельской многоцветной майолики XVIII века в рамках современного производства внесли В.А. Петров, Ю.И. Петлина, Н.Б. Туркин, О.Л. Тагалаева и другие. Характерной особенностью произведений этих авторов является лаконичность, обобщенность трактовок не только форм изделий, но и ярких выразительных образов, наполненных добрым юмором.

В настоящее время сохранением и дальнейшим развитием богатых традиций керамического промысла в Гжели занимается несколько известных традиционных художественных производств подмосковного Раменского района: ЗАО «Объединение Гжель», ООО «Художественные мастерские», ОАО «Гжельский завод  «Электроэзолятор», ЗАО «Гжельский экспериментальный и керамический завод», ГУП МО «Шевлягинский завод специальной керамики», ООО «Галактика и Компания».

Благодаря коллективному творческому поиску художников и мастеров происходит постоянное обновление и расширение ассортимента изделий, сохраняющих ярко выраженный национальный характер.

Светлана ГОРОЖАНИНА, искусствовед.
Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.