Матрешка из Сергиева Посада
На пути увлекательного экскурсионного маршрута по Золотому кольцу России обязательно возникает Сергиев Посад. Этот древний город славится уникальным архитектурным ансамблем Троице-Сергиевой лавры. Много интересного по этому поводу вы найдете здесь.
Сергиев Посад известен и своими музеями, в том числе и Музеем игрушки, и в первую очередь – знаменитой матрешки
Свое начало матрешка ведет из московской мастерской, работавшей при магазине «Детское воспитание». Мастерская принадлежала Анатолию Ивановичу и Марии Александровне Мамонтовым – личностям ярким, неординарным. Мамонтов был одним из директоров российских железных дорог, соучредителем восточносибирских чугуноплавильных заводов, совладельцем Невского механического завода в Петербурге и при этом – известным книжным издателем, переводчиком, страстным коллекционером русского искусства.
Здесь, в московской мастерской, успешно работали талантливые художники и народные мастера игрушечного дела разных специальностей. Создателями первой матрешки «Девочка с петухом» (ныне она хранится в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде) считаются одаренный художник Сергей Васильевич Малютин и токарь Василий Петрович Звездочкин.
Сама идея разнимающейся и вкладывающейся одна в другую токарной куклы, скорее всего, была заимствована у японской разъемной токарной фигурки Ситифукудзин, означающей «семь богов счастья». Возможно, японская фигурка и повлияла на замысел первой восьмиместной разъемной куклы-матрешки, однако воплощение его происходило уже на основе традиционного народного ремесла.
В.П. Звездочкин происходил из крестьян Вороновской волости, Подольского уезда Московской губернии. Здесь издавна изготавливали токарные игрушки – сборные пасхальные яйца с вкладышами, причем этих вкладышей насчитывалось от 3 до 100 штук. Так что в основе матрешки лежит и конструктивный принцип вкладного яйца.
Ее условный, лаконичный объем дополнен яркой росписью – кукла изображает широколицую, улыбающуюся девушку в русском крестьянском костюме, которая держит в руках петуха. Все следующие, вложенные одна в другую семь фигурок, решенных в характерных образах крестьянских девочек и мальчика, также одеты в традиционное русское платье. Получился гармоничный, художественно цельный образ семьи с национальными чертами – открытость миру, жизнелюбие и забота о близких. Свое название кукла получила, скорее всего, от распространенного тогда в России имени Матрена, в уменьшительной форме – Мотя, Матреша, Матрешка.
Но чтобы матрешка стала промысловым товаром, не хватало еще одного звена – ее второго, на этот раз массового, рождения в крупнейшем центре игрушечного производства России.
И вот в 1891 году по инициативе Московского губернского земства в Сергиевом Посаде были учреждены Учебная игрушечная мастерская, а немного позднее – и художественно-столярная с рисовальным классом при них. Эти мастерские являлись не только школой подготовки профессиональных мастеров, но и местом производства, своеобразной лабораторией по созданию новых видов промысловых изделий. Именно здесь возрождались традиции национального ремесла.
В 1904 году большая часть ассортимента изделий мастерской «Детское воспитание» была куплена земскими мастерскими Сергиева Посада. В этом же году мастерские получили из Парижа большой заказ на изготовление партии матрешек. А уж признание матрешки в Париже обеспечило приоритетное место в промысловом товаре игрушечников из Сергиева Посада.
К этому времени, помимо земских мастерских, в городе насчитывалось уже около 40 частных мастерских, в которых тоже изготавливали матрешки. Большей известностью пользовался товар братьев Ивановых, семей Токаревых, Богоявленских. Матрешки с успехом экспонировались на выставках, где отмечались серебряными и бронзовыми медалями.
Производство, как правило, носило семейный характер. В большей части мастерских матрешки не только точили, но и расписывали. Появилось большое количество вариантов матрешки. Каждый хозяин стремился создать свой оригинальный вариант игрушки. Матрешки воплощались в образы крестьян в национальных костюмах, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей. По прейскуранту Учебной игрушечной мастерской за 1911 год, только по росписи значится 21 вид матрешек. Они отличались и различным количеством вкладышей – вплоть до 24, но самыми популярными были 3-, 8- и 12-местные игрушки.
Матрешка очень быстро завоевала популярность, несмотря на дороговизну в первые годы своего существования. Впрочем, вскоре цена ее снизилась – выросло количество производимых кукол, возросла конкуренция. Так, если в 1900-е годы ее матрешка стоила около 6-10 рублей за штуку, то в 1910-е годы за нее платили всего 35 копеек. Вышла матрешка и на мировой рынок. Через московский Кустарный музей земские мастерские торговали со многими странами мира, включая даже Новую Зеландию. В Лейпциге два раза в год проводились масштабные выставки-ярмарки, где мастерские получали большие заказы на изготовление матрешек.
В 1900-1910-х годах еще не сложился единый орнаментально-декоративный стиль матрешки. Приемы ее росписи были довольно разнообразны. Особой популярностью пользовался живописный метод с тоновой проработкой лица и обильным использованием позолоты. Менялись также формы и конструкции игрушки. Появились матрешки яйцевидной, шлемовидной, конусообразной форм, а также неразъемные матрешки-неваляшки или «Ваньки-встаньки» (с грузом в нижней части), матрешки-укладки для различной мелочи.
Только ко второй половине 1920-х – началу 1930-х годов окончательно сложился массовый, промысловый образец сергиево-посадской матрешки. В его основу было положено художественно-образное решение первой матрешки «Девушка с петухом». Однако сам образ русской крестьянки, держащей в руках петуха, корзинку, узелок или платок, стал более обобщенным. Форма игрушки приобрела устойчивость, закрепилась пропорция ширины к высоте как один к двум. Изысканная цветовая гамма, тонкий рисунок, матовая фактура первых образцов матрешек сменились яркими локальными контрастными цветами с черной контурной наводкой, появился орнамент из условных растительных мотивов, выполненный живым мазком. Краски для росписи стали использоваться гуашевые или простые клеевые, а лак – масляный, именно он создавал блестящую поверхность.
Современная традиционная промысловая сергиево-посадская матрешка – яркая образная форма выражения национального представления о красоте. Это широколицая, румяная женщина, с подчеркнуто округлыми формами, наряженная в праздничный костюм, дорогой цветастый платок.
В Сергиевом Посаде традиционную матрешку изготавливают такие известные народные промыслы, как ЗАО «Художественные изделия и игрушки», ЗАО «АОФИС», ЗАО «Сергиево-Посадская игрушка», ИП «Шведова». С традициями матрешечного производства можно познакомиться как в музеях города, так и непосредственно на самих промысловых предприятиях, где для любителей народного искусства проводятся увлекательные экскурсии.
Светлана ГОРОЖАНИНА Журнал "60 лет - не возраст"
Читайте также:
- Тараканов не истребили ни высокие технологии 21 века, ни опыт поколений
- Мелкие хитрости домашней уборки
- Польза для здоровья комнатных растений
- Окна обновляются по-современному
- Как улучшить дыхание дома
Досуг
- Афиша
- Среда обитания
- Полезные сведения
- Хобби
- Домашние любимцы
- Автомир
- Читальный зал
- Фотокиноглаз
- ЖЖ "Третий возраст"
- Сад и огород
- Кино
Партнеры
Из почты
Навигатор
Информация
За рубежом
- Хватит отдыхать!
Надо и поработать на благо страны.
Рекомендуем:
- Знакомимся друг с другом, "третьевозрастцы".
- Зарубежная информация
- Кто чаще изменяет: мужчины или женщины — весьма подробная статистика
- Так мы жили совсем недавно...
- Моё советское детство. Часть 1.
- Моё советское детство. Часть 2.
- Моя советская юность. Часть 1.
- Моя советская юность. Часть 2.
- Новодевичье кладбище. Экскурсия.
- 15 лучших сайтов для пожилых людей в 2024году
- Первая древнейшая...
- Под эти песни мы влюблялись...
- Песни молодого "третьего возраста"
- Кинотеатр "Третьего возраста"
- Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
- Так мы жили...
- Про это. Телевизор в годы нашей молодости
- Из нашей страны до Америки 15 минут хода на моторной лодке.
- Приглашаем в театр (без угрозы ковида)
- Врачи рассказали, как человек может проверить, доживет ли он до 80 лет
- Их уже нет с нами. Никого...
Комментарии к статье