Rambler's Top100

Матрешка из Сергиева Посада

Матрешка из Сергиева Посада

На пути увлекательного экскурсионного маршрута по Золотому кольцу России обязательно возникает Сергиев Посад. Этот древний город славится уникальным архитектурным ансамблем Троице-Сергиевой лавры. Много интересного по этому поводу вы найдете здесь.

Сергиев Посад известен и своими музеями, в том числе и Музеем игрушки, и в первую очередь – знаменитой матрешки

 Свое начало матрешка ведет из московской мастерской, работавшей при магазине «Детское воспитание». Мастерская принадлежала Анатолию Ивановичу и Марии Александровне Мамонтовым – личностям ярким, неординарным. Мамонтов был одним из директоров российских железных дорог, соучредителем восточносибирских чугуноплавильных заводов, совладельцем Невского механического завода в Петербурге и при этом – известным книжным издателем, переводчиком, страстным коллекционером русского искусства.

Здесь, в московской мастерской, успешно работали талантливые художники и народные мастера игрушечного дела разных специальностей. Создателями первой матрешки «Девочка с петухом» (ныне она хранится в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде) считаются одаренный художник Сергей Васильевич Малютин и токарь Василий Петрович Звездочкин.

Сама идея разнимающейся и вкладывающейся одна в другую токарной куклы, скорее всего, была заимствована у японской разъемной токарной фигурки Ситифукудзин, означающей «семь богов счастья». Возможно, японская фигурка и повлияла на замысел первой восьмиместной разъемной куклы-матрешки, однако воплощение его происходило уже на основе традиционного народного ремесла.

В.П. Звездочкин происходил из крестьян Вороновской волости, Подольского уезда Московской губернии. Здесь издавна изготавливали токарные игрушки – сборные пасхальные яйца с вкладышами, причем этих вкладышей насчитывалось от 3 до 100 штук. Так что в основе матрешки лежит и конструктивный принцип вкладного яйца.

Ее условный, лаконичный объем дополнен яркой росписью – кукла изображает широколицую, улыбающуюся девушку в русском крестьянском костюме, которая держит в руках петуха. Все следующие, вложенные одна в другую семь фигурок, решенных в характерных образах крестьянских девочек и мальчика, также одеты в традиционное русское платье. Получился гармоничный, художественно цельный образ семьи с национальными чертами – открытость миру, жизнелюбие и забота о близких. Свое название кукла получила, скорее всего, от распространенного тогда в России имени Матрена, в уменьшительной форме – Мотя, Матреша, Матрешка.

Но чтобы матрешка стала промысловым товаром, не хватало еще одного звена – ее второго, на этот раз массового, рождения в крупнейшем центре игрушечного производства России.

И вот в 1891 году по инициативе Московского губернского земства в Сергиевом Посаде были учреждены Учебная игрушечная мастерская, а немного позднее – и художественно-столярная с рисовальным классом при них. Эти мастерские являлись не только школой подготовки профессиональных мастеров, но и местом производства, своеобразной лабораторией по созданию новых видов промысловых изделий. Именно здесь возрождались традиции национального ремесла.

В 1904 году большая часть ассортимента изделий мастерской «Детское воспитание» была куплена земскими мастерскими Сергиева Посада. В этом же году мастерские получили из Парижа большой заказ на изготовление партии матрешек. А уж признание матрешки в Париже обеспечило приоритетное место в промысловом товаре игрушечников из Сергиева Посада.

К этому времени, помимо земских мастерских, в городе насчитывалось уже около 40 частных мастерских, в которых тоже изготавливали матрешки. Большей известностью пользовался товар братьев Ивановых, семей Токаревых, Богоявленских. Матрешки с успехом экспонировались на выставках, где отмечались серебряными и бронзовыми медалями.

Производство, как правило, носило семейный характер. В большей части мастерских матрешки не только точили, но и расписывали. Появилось большое количество вариантов матрешки. Каждый хозяин стремился создать свой оригинальный вариант игрушки. Матрешки воплощались в образы крестьян в национальных костюмах, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей. По прейскуранту Учебной игрушечной мастерской за 1911 год, только по росписи значится 21 вид матрешек. Они отличались и различным количеством вкладышей – вплоть до 24, но самыми популярными были 3-, 8- и 12-местные игрушки.

Матрешка очень быстро завоевала популярность, несмотря на дороговизну в первые годы своего существования. Впрочем, вскоре цена ее снизилась – выросло количество производимых кукол, возросла конкуренция. Так, если в 1900-е годы ее матрешка стоила около 6-10 рублей за штуку, то в 1910-е годы за нее платили всего 35 копеек. Вышла матрешка и на мировой рынок. Через московский Кустарный музей земские мастерские торговали со многими странами мира, включая даже Новую Зеландию. В Лейпциге два раза в год проводились масштабные выставки-ярмарки, где мастерские получали большие заказы на изготовление матрешек.

В 1900-1910-х годах еще не сложился единый орнаментально-декоративный стиль матрешки. Приемы ее росписи были довольно разнообразны. Особой популярностью пользовался живописный метод с тоновой проработкой лица и обильным использованием позолоты. Менялись также формы и конструкции игрушки. Появились матрешки яйцевидной, шлемовидной, конусообразной форм, а также неразъемные матрешки-неваляшки или «Ваньки-встаньки» (с грузом в нижней части), матрешки-укладки для различной мелочи.

Только ко второй половине 1920-х – началу 1930-х годов окончательно сложился массовый, промысловый образец сергиево-посадской матрешки. В его основу было положено художественно-образное решение первой матрешки «Девушка с петухом». Однако сам образ русской крестьянки, держащей в руках петуха, корзинку, узелок или платок, стал более обобщенным. Форма игрушки приобрела устойчивость, закрепилась пропорция ширины к высоте как один к двум. Изысканная цветовая гамма, тонкий рисунок, матовая фактура первых образцов матрешек сменились яркими локальными контрастными цветами с черной контурной наводкой, появился орнамент из условных растительных мотивов, выполненный живым мазком. Краски для росписи стали использоваться гуашевые или простые клеевые, а лак – масляный, именно он создавал блестящую поверхность.

Современная традиционная промысловая сергиево-посадская матрешка – яркая образная форма выражения национального представления о красоте. Это широколицая, румяная женщина, с подчеркнуто округлыми формами, наряженная в праздничный костюм, дорогой цветастый платок.

В Сергиевом Посаде традиционную матрешку изготавливают такие известные народные промыслы, как ЗАО «Художественные изделия и игрушки», ЗАО «АОФИС», ЗАО «Сергиево-Посадская игрушка», ИП «Шведова». С традициями матрешечного производства можно познакомиться как в музеях города, так и непосредственно на самих промысловых предприятиях, где для любителей народного искусства проводятся увлекательные экскурсии.

Светлана ГОРОЖАНИНА    Журнал "60 лет - не возраст"

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.