Rambler's Top100

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Сегодня мы расскажем об одном виде русской народной игрушки – богородской. Многие из нас видели эти деревянные фигурки, вырезанные вручную, но мало кто знает об истории появления народного промысла

Этот вид резьбы по дереву назван так по поселку Богородское, что неподалеку от Сергиева Посада и его знаменитого Троице-Сергиева монастыря. Именно здесь, в Сергиевом Посаде, еще со средневековых времен работали искусные иконописцы, резчики по дереву и кости, токари. К началу XIX века город превратился в русскую столицу игрушечного царства. Местный базар поражал многообразием деревянных токарных и столярных игрушек, резных фигурок гусаров, барынь, кормилиц.

В середине XIX столетия центр по производству деревянных резных игрушек постепенно переместился из Сергиева Посада в деревню Богородское, относившуюся тогда к Александровскому уезду Владимирской губернии. Здесь и сложился самостоятельный художественный стиль резьбы, превратившийся в промысел с названием «Богородская игрушка».

Приемы мастеров-резчиков весьма просты. Берутся треугольные бруски или так называемые «горбушки» – деревянные полукружья. Резьба выполняется быстро, с маху, – выверенными крупными и мелкими порезками. Чтобы подчеркнуть природную красоту дерева, игрушки оставляют неокрашенными – как говорят, «в белье». Да, на этих игрушках нет цвета, зато они обладают четкостью и ритмической ясностью силуэтов, эффектами светотени – и все это благодаря фактурной обработке поверхности дерева. А для усиления образно-эмоциональной выразительности мастера часто делают игрушки подвижными, используя для этого нехитрые приспособления – кнопки, раздвижные планки, пружинки.

Наиболее часто встречающийся ассортимент изделий – это фигурки животных, в первую очередь медведя, которого часто наделяют человеческими чертами характера. Но бывают и скульптуры, посвященные крестьянскому быту, а также многофигурные скульптурные композиции на подставках. Они увлекательно рассказывают о трудовых крестьянских буднях, праздниках, гуляниях, чаепитиях.

Богородские мастера всегда чутко откликались на злободневные события современности. Так, военные победы русской армии в XIX столетии послужили причиной для появления фигурок военных в мундирах той поры, всадников, целых наборов солдатиков, а также жанровых композиций, посвященных эпизодам русско-турецкой кампании.

К началу XX века промыслу богородской игрушки пришлось пережить трудные времена. Наплыв на российский рынок дешевых заграничных товаров машинного производства привел к быстрому вытеснению традиционных изделий ручной работы. Художественный уровень игрушек снизился, а некоторые их традиционные виды и вовсе исчезли.

Надо отдать должное московскому земству, которое предпринимало попытки возродить лучшие традиции богородского промысла. Мастерам помогали расширить ассортимент изделий, организовывали их сбыт. Наиболее активную работу проводил талантливый художник Николай Дмитриевич Бартрам. По его инициативе для разработки новых образцов мастера стали использовать старинные гравюры, литографии, народные лубки. Это привносило в игрушку натуралистичную трактовку деталей.

Художник поощрял создание уникальных скульптурных композиций, посвященных фольклорной и исторической  тематике. Среди них «Битва Еруслана Лазаревича со Змеем Горынычем» работы П.Ф. Барденкова, «Как мыши кота хоронили» Ф.Д. Ерошкина, «Смерть Ивана Сусанина» М.И. Стулова. В качестве образцов стали использоваться и заграничные образцы игрушек с движением, творчески интерпретированные местными резчиками. В результате получились знаменитые «Кузнецы», «Куры на кругу», «Медведи-дергуны», игрушки на раздвижных планках «Пастух со стадом», «Солдаты».

Перед началом первой мировой войны в Богородском была создана  Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу под руководством скульптора К.Э. Линдблата, а ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель». Война и последовавший за ней экономический кризис привели к упадку промысла.

Однако уже в 1923 году артель под новым названием  «Богородский резчик», насчитывавшая около 250 человек, возобновила  работу. Наряду с традиционной продукцией мастера создавали уникальные работы для различных выставок на темы новой советской жизни. Сложная эпоха гражданской войны, коллективизации запечатлена в скульптурных композициях «Чапаевская тачанка», «Красный обоз», «Колхозная бригада» (работы А.А. Пронина, Н.А. Ерошкина и И.К. Стулова). В 1930-е годы богородская пластика обогатилась жанровыми сюжетами иллюстративного характера, которые выполнялись по мотивам народных сказок, произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.

События и образы Великой Отечественной войны нашли отражение в композициях мастеров на темы подвигов партизан и разведчиков, участия животных в боевых действиях.

В 1960 году артель преобразовали в Богородскую фабрику художественной резьбы. Это время характерно всплеском нового интереса к народной культуре. Художники и мастера промысла внимательно изучали и творчески осваивали традиции богородской резьбы, разрабатывали образцы изделий, посвященные сюжетам русской истории, отечественному фольклору.

Начало 1990-х годов – сложный период в развитии промысла, страна переходила к рыночным отношениям. Богородская фабрика была приватизирована и преобразована в два тесно сотрудничающих между собой предприятия: ЗАО «Богородский резчик» и ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». Сейчас здесь работают около 120 человек.

Несмотря на экономические трудности, искусство резьбы по дереву продолжает развиваться. В работе используется метод творческого варьирования при изготовлении каждого изделия, а развитая система наставничества позволяет сохранять и развивать уникальный опыт мастерства. На предприятиях регулярно проводятся конкурсы, в том числе тематические, по созданию новых образцов изделий: «Мир детства», «300-летие Военно-морского флота», «Спасите наши души», «200-летие со дня рождения А.С.Пушкина», «Русский сувенир» и ежегодная выставка-конкурс «Рождественский сувенир».

В последнее десятилетие ярко проявились индивидуальные творческие дарования молодых художников С.А Паутова, М.Я. Дворникова, И.М. Польского и других. В своих работах современные мастера часто обращаются к образам православия, творчески осваивая традиции древнерусского искусства. Оригинальностью замыслов, композиционных решений и высоким уровнем исполнительского мастерства отличаются скульптурные композиции С.А. Паутова «Видение», «Рождество» И.М. Польского «Строим церковь» и другие уникальные произведения.

С богатыми художественными традициями промысла вы всегда можете познакомиться в музеях Сергиева Посада, а также в ассортиментном кабинете предприятия «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву», где для почитателей народного искусства проводятся увлекательные экскурсии.


Светлана ГОРОЖАНИНА, искусствовед
Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.