Rambler's Top100

Игрушка прапрадедушек

Игрушка прапрадедушек Жили когда-то в Великом Устюге искусные ремесленники – гончары и игрушечники. Но в XV веке Великий князь Иван III, стремясь подчинить Москве свободолюбивых устюжан, переселил их в глухой тогда Вятский край, где была основана слобода Дымково. Отсюда и пошел один из самых известных в стране старинных художественных промыслов

К этой истории можно добавить, что Дымково находилось на низменном берегу реки Вятки, напротив города Хлынова, переименованного затем в Вятку. Ныне Дымково – один из районов города Кирова.

История дымковской игрушки тесно связана с языческим праздником Свистопляски (или Свистуньи), который посвящался Весне и богу Солнца – Яриле. Происхождение Свистопляски связывается также и с печальным событием – поминовением по убитым во время известного из летописи Хлыновского побоища 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля. Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, в бой вступили два дружественных войска: «Своя своих не познаша и побиша». По случайно погибшим жители Вятки ежегодно справляли поминки.

В первом описании Свистопляски, составленным в 1811 году генералом Н.З. Хитрово, зятем М.И. Кутузова, говорится о том, что участники праздника собирались утром в часовне у городских валов поминать предков. Далее, в течение нескольких дней, они предавались веселью с непременным свистом в глиняные свистульки в виде разноцветных зверей и птиц, а также потешным боям и играм с катанием глиняных шаров, наполненных горохом. Со временем Свистопляска превратилась в своеобразный местный праздник, культовое значение которого было утрачено, но сам ритуал сохранялся вплоть до начала XX века.

Игрушечный промысел носил традиционно семейный характер. Изготовлением игрушек занимались женщины и дети осенью, зимой и в начале весны – перед большой весенней ярмаркой. Из Дымковской слободы на лодках они перевозили свой товар в город для продажи на празднике Свистопляски. Со временем красочные глиняные игрушки стали продавать не только в Вятке, но и на ярмарках и базарах в уездных городах, а через скупщиков они быстро распространялись в близлежащих губерниях.

Первыми дымковские игрушки – это свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек. Их нижняя часть вылеплялась в виде конуса с дырочками по бокам, закрывая которые, можно умело варьировать звук. В традиционных народных представлениях домашние животные служат символами плодородия, а свист является средством противодействия злым силам.

К середине XIX века под влиянием городской ярмарочной культуры и фарфоровой пластики в дымковской игрушке складывается свой художественно-образный стиль. Помимо свистулек мастерицы уже создавали фигурки статных дам на прогулке, одетых в нарядные платья с пышными юбками-кринолинами, галантных кавалеров, солдат, танцующих и гуляющих пар, а также характерные сцены народного быта. Среди них самым популярным у мастериц был такой хорошо знакомый им сюжет, как «Женщина доит корову».

 А.А.Мезрина,  Барыня, 1910-1920 г.

Технология дымковских игрушек до настоящего времени сохраняет свою специфику. Для их изготовления используется местная красная глина, перемешанная с мелким речным песком. В отличие от игрушек из других традиционных центров, создающихся из единого куска глины, местная игрушка лепится по частям. Мастерицы свертывают нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков, а отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Чтобы придать фигурке ровную поверхность, следы лепки сглаживают тряпкой.

Перед обжигом игрушки долго высушивают и только потом обжигают в печи. Затем их тщательно белят, окуная в смесь мела и молока. До середины 1950-х годов игрушки расписывали анилиновыми красками (в настоящее время – темперными), замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Готовые игрушки вновь покрывали взбитым яйцом, от чего анилиновые краски получали дополнительный блеск и яркость.

Выразительную пластику фигурок подчеркивает роспись, для которой мастерицы используют геометрические мотивы – разнообразные полосы, круги и точки. Колористическая гамма насчитывает от 4 до 10 и более красок, где гармонично сочетаются насыщенные красные, желтые, синие и зеленые цвета. Завершают оформление ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора, усиливая декоративное звучание игрушек.

В середине XIX века промысел процветал. Игрушки в Дымковской слободе изготавливали пятьдесят девять семейств, а к концу столетия общее число продаваемых за год игрушек доходило до ста тысяч. Однако постепенно глиняные игрушки стали вытесняться отлитыми в формах статуэтками из алебастра, поскольку их производство приносило мастерам больший доход.

Упадок промысла наступил в тяжелые времена Первой мировой и Гражданской войн. С приходом мира искусство дымковской игрушки постепенно стало возрождаться. Оживлению работы народных мастериц способствовал интерес молодого советского государства, проявленный к народным промыслам, устройство выставок.

Большую роль в популяризации дымковских игрушек, в сохранении и развитии  их традиций сыграл художник, исследователь промысла Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). По его инициативе в 1933 году  мастерицами А.А. Мезриной, О.И. Коноваловой, Е.А. Кошкиной и Е.И. Пенкиной была организована артель «Вятская игрушка». С 1948 года мастерицы начинают работать в Вятке, где была открыта игрушечная мастерская Художественного фонда РСФСР. Круг тем дымковской игрушки в эти годы значительно расширился – стали использоваться сказочные сюжеты, сцены из городского быта, часто решенные в виде сложных многофигурных композиций на подставках.

Признанным мастером дымковского искусства, чье творчество получило особо широкую известность, стала потомственная мастерица Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938). Ее произведениям свойственна лаконичность, скульптурная законченность форм, интенсивные цветовые сочетания, в которых преобладают малиновые, темно-зеленые, ярко-синие и желто-оранжевые краски (см.на 4-й стр). Барыни, дамы, кормилицы А.А. Мезриной отличаются особым гротесковым выражением тонко прописанных лиц с характерным угловатым изгибом бровей, живостью поз, выразительными, энергичными жестами рук. Той же доброй иронией наполнены ее многочисленные фантазийные одноголовые и двухголовые кони, медведи, коровы, олени, зайцы, бараны, куры с цыплятами, индюки, гуси и утки.

Богатые традиции дымковской игрушки, приемы и навыки мастерства бережно сохраняют и творчески развивают и современные мастерицы, каждая из которых стремится создать свой особый авторский стиль. За особые творческие заслуги мастерицам О.И. Коноваловой, Е.И. Косс-Деньшиной, Е.З. Кошкиной, З.В. Пенкиной была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина.

Но основными персонажами дымковской игрушки и поныне остаются архаичные образы зверей и птиц, забавных дам и кавалеров, всадников, веселых скоморохов, а также многофигурные жанровые композиции на темы ярмарочных гуляний, свадеб и чаепитий за самоваром.

Декоративность дымковских игрушек, эмоционально насыщенные образы фигурок всегда ассоциируются с настроением праздника, радостью бытия, передают богатство и целостность традиционного народного мировосприятия.

Светлана ГОРОЖАНИНА            Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.