Rambler's Top100

Агитационный фарфор или торжество пролетарского стиля

Агитационный фарфор или торжество пролетарского стиля

К зависти современных пиарщиков революционные вожди во главе с В.И.Лениным смогли очень быстро найти оригинальный способ пропаганды пролетарских ценностей. Уже в марте 1918 года решением Коллегии Отдела изобразительных искусств Императорский фарфоровый завод был передан в ведение Народного Комиссариата просвещения как испытательная лаборатория республиканского значения.

Завод был переименован в Государственный фарфоровый завод в Петрограде и незамедлительно приступил к реализации плана "монументальной пропаганды". Тогда же был получен государственный заказ на изготовление бюстов "Великим людям в области революции", а также "утилитарно-декоративных предметов с революционными лозунгами".

В числе первых были выполнены реалистические бюсты Карла Маркса и Карла Либкнехта. Из живописных работ первым "произведением монументальной пропаганды" стало крупное юбилейное блюдо по рисунку С.Чехонина к октябрю 1918года, с изображением герба РСФСР в цветах, исполненных золотом и яркими полихромными красками на черном фоне.
 
В перспективе предполагалось наладить массовый выпуск агитационного фарфора, сделав его доступным для "широких народных масс". Власть тревожило , что фарфор оседает у коллекционеров, не доходя до "широких слоев". Всероссийский староста М.И.Калинин, наивно предполагал, что "постепенно, но, несомненно, разовьется вкус у наших трудящихся к изящной жизни, к изящной обстановке", и они "потянутся к фарфору".

Однако фарфор выпускался незначительными тиражами и предназначался, главным образом, для экспонирования на многочисленных зарубежных выставках, где успешно выполнял, по словам А.Луначарского, роль полпреда молодого государства Советов за рубежом. Начиная с 1920 года , советский художественный фарфор побывал на выставках в Риге, Гельсингфорсе, Берлине, Лондоне,  Стокгольме, Брюсселе, Милане, Венеции, Ревеле и Париже. Как писал один французский журналист: "Революция нашла свое первое и лучшее отражение в фарфоре".

В самой же Стране Советов агитационный фарфор можно было увидеть разве что выставленным "за стеклом" на центральных улицах Москвы и Петрограда.  Художник Елена Данько позднее вспоминала: "Кто помнит Петроград тех лет - выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безмолвные дома, в окнах иглистые звёздочки - следы недавних пуль, тот помнит и витрину на проспекте 25-го Октября. Там на белых блестящих блюдах горели красные звёзды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР.

Там стояли маленькие фароровые красногвардейцы, матросы,  партизаны и блестящие шахматы "Красные и белые". На большом блюде была надпись в венке из цветов "Мы превратим весь мир в цветущий сад".  Искусствовед, эксперт по агитационному фарфору Эльвира Самецкая с грустью отмечает, что мир, увы, остался прежним, а агитационный фарфор превратился в предмет коллекционирования. Причем художественные достоинства и коллекционная привлекательность агитационного фарфора были неоспоримы и очевидны  уже для современников.

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











ОТМЕЧЕНО НАШЕЙ АУДИТОРИЕЙ

 

Алиса Сенникова и ее питомцы (фото)

 
        












Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг







ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.