Ростовская финифть
Финифть — древнейший художественный промысел России, один из наиболее изысканных видов миниатюрной живописи. Её отличают высокое живописное мастерство и чрезвычайно сложный, трудоёмкий процесс изготовления
Художественную эмаль на Руси называют финифтью. Среди учёных единого мнения о происхождении этого названия нет. Одни считают, что оно происходит от греческого слова «фингитис» («светлый»), другие – что оно имеет византийские корни и означает «лить, плавить».
Сейчас термин «финифть» используется лишь применительно к ростовскому художественному промыслу, мастера которого трудятся на фабрике «Ростовская финифть».
История промысла
История финифти берет свое начало в XII веке, когда в летописях появляются первые упоминания о русской эмали. В Древней Руси цветные эмали, техника изготовления которых была заимствована из Византии, считались одними из самых дорогих и красивых изделий.
Толчок последующему развитию русской финифти дало открытие в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном секрета эмалевых красок. Тем самым рамки использования художественной эмали были расширены. Эту технику освоили в древнем русском городе Ростове. Здесь в середине XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре возникает мастерская художников-миниатюристов.
Местные мастера украшали эмалью различные изделия церковного характера. Ведь изначально финифть использовали для церковной утвари и облачений священнослужителей.
Ростовская финифть быстро завоевала популярность во многих городах России. Это не удивительно, ведь возникновение школы финифти в Ростове Великом было подготовлено небывалым расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине XVII столетия.
Вскоре мастера стали получать заказы на иконки, выполненные в технике финифти, не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Среди российских архиереев считалось хорошим тоном преподносить в дар, в качестве благословения, эмалевые иконы с изображением местных святых.
Со временем у ростовской финифти появляется свой стиль. Он отличался от иконографии того времени, более тяготея к барокко. В то же время эмали отличались углубленной трактовкой образов. Особенно наглядно это проявилось при изображении ликов святых.
В XIX веке мастерская художников-миниатюристов, созданная при Спасо-Яковлевском монастыре, приобрела большую известность. Интересно, что тогда же здесь был образован класс, в котором могли обучаться все желающие. Опытные мастера преподавали живопись, резьбу по дереву, технику позолоты. Ученики не только приобретали традиционные навыки ремесла, но и изучали рисунок, композицию, историю искусств.
После 1917 года спрос на церковные изделия упал. В эти тяжёлые времена ростовские мастера смогли сохранить промысел и, объединившись, восстановили артель. Правда, ассортимент выпускаемых изделий изменился – здесь начали работать над созданием ювелирных изделий и предметов быта: брошей, пудрениц, коробочек, шкатулок с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали.
Менялся и художественный стиль. Мастера стали применять темный, черный или синий фон эмали, на котором помещали разнообразные узоры из цветов в виде венчиков, букетиков и гирлянд. Яркие краски эмали прекрасно гармонировали с гладкой и блестящей золотой и серебряной поверхностью изделия, драгоценными камнями.
В дальнейшем артельная мастерская переросла в народный художественный промысел «Ростовская финифть». Как и во многих других промыслах, здесь сумели преодолеть трудности, сохранили технологии производства, не потеряли традиции.
В 1960-х годах заметно расширился ассортимент выпускаемой продукции. Наладилось массовое производство различных ювелирных изделий с живописной эмалью. Коллектив фабрики «Ростовская финифть» пополнился талантливой молодежью – выпускниками Федоскинского и Красносельского училищ. Ещё более существенные изменения в жизни промысла произошли в 1970-1980-е годы, когда на фабрику пришли новые специалисты, прошедшие подготовку в художественно-промышленных учебных заведениях. В коллективе сформировалась творческая группа живописцев и ювелиров экспериментального цеха. Были разработаны оригинальные образцы, которые затем выпускались в массовом производстве.
В нынешнее время ростовские эмальеры, не оставляя выпуск бытовых вещиц и ювелирных украшений, вновь обратились к религиозной тематике.
Технология финифти
Как изготавливаются изделия с финифтью?
Сначала берется тонкий медный лист, из которого вырубается основа будущей живописной пластинки. Она может быть прямоугольной, круглой или овальной формы. Затем с двух сторон по особой технологии её покрывают эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая, в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других компонентов, приобретает различные цвета.
Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800°С. В результате эмаль приплавляется к пластине, образуя твёрдую и гладкую поверхность (грунт или фон). Затем на пластинку наносится рисунок. После нанесения рисунка на грунт выполняется роспись – эмалевыми красками, разведёнными на лавандовом масле или скипидаре. Первый слой красок кладётся самыми широкими кистями – это «малёвка». Затем следует обжиг в муфельной печи при определённой температуре. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски накрепко соединяются с эмалью. Потом наступает очередь снова наносить роспись, и снова следует обжиг. И так несколько раз. В результате финифть обретает особую прозрачность, звучность чистых красок, глубину многослойной живописи.
Так как в муфельной печи многие краски меняют свой цвет, художник должен предугадать, какими они будут после обжига.
Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей, применение оригинальных печей для обжига – все это позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку.
Особую красоту изделиям из финифти придает филигранное оформление.
Филигрань (скань) — это сочетание двух элементов, из которых создается оправа: тонкая, словно кружево из металла, скрученная проволока и мельчайшие шарики (зернь). Материалом для изготовления скани служат как чистые металлы (золото, серебро, медь), так и их сплавы. Оправа для финифти припаивается серебряным припоем.
Финифть в оправе из ажурной филиграни – это изделия ЗАО «Фабрика «Ростовская финифть», их легко отличить от изделий других предприятий.
Ростовские мастера
Ростовские мастера никогда не относились к финифти как к ремеслу. Финифть – это элитарное искусство. Не случайно многие мастера эмалевой миниатюры, такие как Г. Виноградов и Н. Сальников, ещё до революции представляли свои работы в Академию художеств на звание внеклассного художника. А в Ростовском музее-заповеднике и сейчас можно увидеть произведения выдающихся мастеров того времени: А Всесвятского, А. Мощанского, П. Иванова, С. Петрова.
В 1960-х годах ведущими художниками на фабрике были А. Евдокимова, Н. Карасев, М. Кулыбин, Н. Хрыков, А. Цибашова. Лучшие работы этих лет, выполненные живописцами В. Горским, И. Солдатовым и ювелиром В. Солдатовым, в 1967 году экспонировались на Всемирной выставке в Монреале.
Творчество современных ростовских мастеров развивается по самым разным жанровым и стилистическим направлениям. Мастером исторической, жанровой и портретной миниатюры зарекомендовал себя Н. Куландин. Жанру исторической миниатюры посвятил свое творчество В. Грудинин. А. Зайцев получил признание как мастер исторического портрета. А. Тихов и В. Кочкин нашли себя в жанре лирического пейзажа. А. Хаунов – автор сюжетных композиций, портретов, пейзажей и цветочных росписей. В разных жанрах выполнены работы А. Алексеева, который известен также своими успешными опытами в области технологии эмалей. Интерес к самым различным жанрам проявился у художников Б. Михайленко и В. Полякова. Бытующая в промысле еще с 1920-х годов цветочная роспись получила дальнейшее развитие в миниатюрах, созданных Т. Михайленко, Е.Котовой, Л. Самоновой, Н. Серовой и И. Алексеевой.
Званий лауреатов и медалей ВДНХ удостоены А. Кокин, Н. Куландин, Л. Самонова, И. Солдатов, В. Солдатова, А. Тихов, и А. Хаунов. В 1975 году изделия мастеров ростовской финифти показывались на Международной ярмарке в Токио, где вызывали большой интерес посетителей.
Произведения как старых, так и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом. А сама «Фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России.
Каждое последующее поколение художников вносит в изделия новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти всегда сохраняется вечный идеал красоты.
24.10.12 Лариса ПАВЛОВА, Журнал «60 лет – не возраст»
Читайте также:
- Тараканов не истребили ни высокие технологии 21 века, ни опыт поколений
- Мелкие хитрости домашней уборки
- Польза для здоровья комнатных растений
- Окна обновляются по-современному
- Как улучшить дыхание дома
Досуг
- Афиша
- Среда обитания
- Полезные сведения
- Хобби
- Домашние любимцы
- Автомир
- Читальный зал
- Фотокиноглаз
- ЖЖ "Третий возраст"
- Сад и огород
- Кино
Партнеры
Из почты
Навигатор
Информация
За рубежом
- Хватит отдыхать!
Надо и поработать на благо страны.
Рекомендуем:
- ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Аудиокнига.
- Знакомимся друг с другом, "третьевозрастцы".
- Зарубежная информация
- Кто чаще изменяет: мужчины или женщины — весьма подробная статистика
- Так мы жили совсем недавно...
- Моё советское детство. Часть 1.
- Моё советское детство. Часть 2.
- Моя советская юность. Часть 1.
- Моя советская юность. Часть 2.
- Новодевичье кладбище. Экскурсия.
- 15 лучших сайтов для пожилых людей в 2024году
- Первая древнейшая...
- Под эти песни мы влюблялись...
- Песни молодого "третьего возраста"
- Кинотеатр "Третьего возраста"
- Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
- Так мы жили...
- Про это. Телевизор в годы нашей молодости
- Из нашей страны до Америки 15 минут хода на моторной лодке.
- Приглашаем в театр (без угрозы ковида)
- Врачи рассказали, как человек может проверить, доживет ли он до 80 лет
- Их уже нет с нами. Никого...
Комментарии к статье