Rambler's Top100


Философия здоровья

Философия здоровья

"Не пытайтесь повторить!" – эти слова, часто сопровождающие демонстрацию удивительных возможностей участников телешоу «Минута славы», можно взять как преамбулу к рассказу о нашем герое. Но в то же время его пример показывает: хладнокровие к болезни, терпение и дисциплинированность в тренировках, последовательность в контроле за своим самочувствием плюс вера в свои силы способны делать чудеса даже тогда, когда ты не очень молод и не очень здоров

Болеть – не обязательно страдать

Постоянным читателям имя Валерия Александровича Капралова хорошо известно – мы не раз рассказывали, как с помощью системы холодового закаливания и физических нагрузок он поддерживает свой организм и здоровье других людей. Но случилось так, что в прошлом году его настиг инсульт. Однако это не заставило доктора Капралова отказаться от своих принципов. Наоборот, дополнил свою оздоровительную программу более сильными нагрузками. По существу, он расширил эксперимент, который много лет ведёт на себе как на пациенте.

Интерес к проблематике здоровья возник у Валерия не случайно. Родители его постоянно болели: отец 13 лет был на инвалидности и ушёл из жизни из-за сердечной недостаточности в 49 лет, мать по этой же причине скончалась в 61 год. Поэтому сын мечтал посвятить себя медицине – стать врачом. Но сначала решил материально поддержать семью, пошёл работать на завод с тяжёлыми условиями труда. Когда случалось болеть, по молодости всё переносил на ногах – и на производстве, и на службе в армии.

В институте увлёкся психотерапией, проводил эксперименты по клиническому гипнозу с демонстрацией своих достижений, поэтому ему ещё до окончания учёбы разрешили работать на «скорой» и в психоневрологическом диспансере. Он радовался, что получает бесценный лечебный опыт. Но неожиданно возникли проблемы со здоровьем: были выявлены изменения в сердце и гломерулонефрит, которые, оказывается, возникли, когда он в юности переносил инфекции. Лечение в клиниках по типовым методикам не дало результата. Поэтому он, перечитав массу литературы, решил перейти на путь природного оздоровления. Тогда он по сути и определился как врач спортивной медицины.

А себя избрал в качестве главного объекта своих экспериментов, нередко парадоксальных, – рассказывает Капралов. – Вместо рекомендуемого терапевтами укутывания почек начал обливаться холодной водой и затем окунаться в прорубь; щадящий режим для сердца заменил бегом, а лечебную диету – вегетарианским питанием и курсами голодания. Благодаря этому мои болезни постепенно дрогнули и перестали меня беспокоить. Стал принимать участие в соревнованиях по зимнему плаванию, в экстремальных марафонских заплывах в холодной воде. Организовал клуб здоровья и школу семейного закаливания, где за полтора десятка лет сотни людей получили прививку здорового образа жизни.

Я сама не раз посещала те занятия по закаливанию и видела, как Валерий Александрович заряжал энтузиазмом даже тех, кто страдал от хронических недугов. Он убеждал, что болеть – это не обязательно страдать. Если человек философски относится к своей болезни, стремится разумно сосуществовать с нею, то можно научиться поддерживать организм оптимальными нагрузками и тренировками. Между тем с возрастом его недуги вновь стали напоминать о себе.

Так, после шестидесяти проблемы сердца трансформировались в ИБС со стенокардией и мерцательную аритмию – ему даже дали вторую группу инвалидности. Но процесс шёл: развилась облитерация сонной артерии, стали беспокоить гипертонические кризы, участились приступы мерцательной аритмии – пульс иногда замедлялся до 30 в минуту. На таком фоне у многих людей случаются инсульты, что и произошло с ним.

Он хорошо запомнил момент, как нарушилось мозговое кровообращение: во время разговора с собеседником неожиданно перекосились мышцы лица, нарушилась речь, стало трудно говорить, парализовало левую половину тела – не мог самостоятельно передвигаться, по «скорой» был доставлен в неврологию. Там кроме левостороннего ишемического инсульта ему поставили диагнозы: гипертоническая болезнь III cтепени, атеросклероз, фибрилляция предсердий. Но даже после этого он не пал духом и не отказался от своих взглядов. Более того, инсульт стал отправной точкой нового цикла их развития. «Как это ни парадоксально, я благодарен инсульту, потому что он вдохновил меня на поиск плодотворных путей к сверхздоровому образу жизни», – сказал он.

Для выхода из послеинсультного состояния он разработал для себя шестидневную комплексную восстановительную программу, в которой нашлось место многому, но не лекарствам.

Минус таблетки

В больнице в соответствии с общепринятой методикой восстановления после инсульта ему назначили капельницы и массу препаратов. Пациент на капельницы согласился, а от таблеток отказался по причине их нецелесообразности и даже возможного вреда.

Я пытался объяснить врачам, что это не прихоть, а осмысленное решение, – говорит он. – Многие медицинские авторитеты заявляют о недопустимо большом количестве употребляемых повсеместно синтетических препаратов, в том числе сильнодействующих. Это вызывает лекарственные болезни и зависимость. По данным одного из последних американских исследований, около 70% жителей США употребляют препараты, способствующие эффекту привыкания. У нас дело не намного лучше. Известный профессор-геронтолог М.Е.Якушин привёл цифры нашей фармацевтической статистики: россияне старше 60 лет в домашних условиях принимают в среднем не меньше 5 препаратов в день, при лечении в стационаре это число возрастает до 10 наименований лекарств. А главный врач московской клинической больницы №71, представитель трёх врачебных династий А.Л.Мясников в своей нашумевшей книге «Как прожить дольше 50», развенчавшей ряд укоренившихся у нас представлений о болезнях и методах их лечения, опубликовал большой список широко назначаемых препаратов, эффект действия которых на самом деле не доказан. И я имею право отказаться от употребления этих препаратов… Но мои коллеги-врачи не хотели меня услышать. Зато в анамнезе болезни написали о неадекватной оценке мною собственного состояния.

А что вы предлагаете как альтернативу медикаментам для восстановления сосудистого тонуса, поддержания сердца? Для снижения артериального давления? – спросила я.

Я согласен с академиком РАМН Н.А.Агаджаняном: чтобы обойтись без таблеток, нужно лишь только вернуть сосуды в их естественное – нормально расширенное состояние. Но это не обязательно достигается применением изобретённого им дыхательного тренажёра. Я задался целью оздоровить сосуды и сердце с помощью физических тренировок. Но намного больших по объёму, чем прежде. Моей ошибкой, приведшей к инсульту, было то, что я имел нормальные физические нагрузки, а моему организму нужны были супернагрузки! Помните, что говорил Н.М.Амосов: при болезни (как и при старении!) надо многократно увеличивать число двигательных упражнений. Но выполнять их надо спокойнее, в более экономном, не энергозатратном для организма режиме. Ну а что касается артериальной гипертонии, то я вообще считаю, что такой болезни нет! Есть только симптоматическая гипертония при различных болезнях, и надо просто научиться управлять этими реакциями организма и регулировать их.

Нагрузки и мониторинг давления

После двадцатидневного пребывания в больнице у Валерия Александровича «штормило голову», ощущалась одышка, болела парализованная рука, речь оставалась замедленной, – мешал спазм лицевых мышц. Артериальное давление было повышено. Эти симптомы он расценил как задачку для «домашней работы над ошибками». На первом месте, понятно, стояла проблема сердца и сосудов.

К сожалению, врачи недооценивают значение работающих мышц конечностей как органа периферического кровообращения, – говорит Капралов. – Эти маленькие, но сильные «насосы» обеспечивают 40% всего кровообращения организма, облегчая работу сердца, улучшая состояние близлежащих сосудов и других органов, тоже питающихся за счёт этого кровотока. Отсюда ясно, что надо задействовать функцию кровенаполнения, включив в активную работу мышцы ног и рук.

Но как заниматься активно, если систолическое давление при малейшей нагрузке повышается до 180-170, а диастолическое – до 100, и сопровождается ишемической одышкой? Он выбрал на первый взгляд парадоксальный метод его снижения – получасовой приём горячей ванны. (Впрочем, с точки зрения специалистов по водолечению, успешно использовавшемуся с XIX века, парадокса здесь нет – горячая вода расширяет сосуды тела, куда кровь оттекает от головы). Давление после этого снижалось часа на три, что давало возможность заниматься.

Он выполнял гимнастику тибетских лам (см.№1-2 нашего журнала за этот год), делал приседания, ежедневно совершал трёхчасовые прогулки и при этом ежедневно вёл строгий мониторинг давления: измерял его более 20 раз за сутки и чётко записывал показатели в дневник. Сопоставлял, изучал и анализировал результаты как серьёзный исследователь. И по мере наращивания объёма систематических тренировок заметил, что существует некий предел безопасности повышения давления, который может регулироваться нагрузками.

В первые дни после больницы давление с одышкой в результате нагрузки или волнения повышалось очень быстро и снижалось медленно, до получаса. А спустя три месяца после аналогичной нагрузки показатель тонометра уже не поднимался выше 160 и опускался уже за 5-7 минут. Даже после приседаний (он сегодня их делает свыше 50 раз), когда давление с одышкой поднимается выше до 170, то падает оно до 135/80 с исчезновением одышки максимум через 5 минут, а пульс держится на безопасной для Капралова частоте 50.

Особенно хорошо реагируют сосуды на тибетскую гимнастику. Вот, к примеру, маленький фрагмент его наблюдений в ходе этих упражнений: 7.20 утра, измерение на правой руке, давление 179/86, пульс 60; 7.22, левая рука, давление 156/92, пульс 54; 7.24, правая рука – 146/84, пульс 53; 7.25, левая рука – 138/87, пульс 63. Этот мониторинг сделан вскорости после больницы. Сейчас же при выполнении тибетских упражнений давление не поднимается выше безопасного уровня.

Первое упражнение этого комплекса – вращение головой. И что, после него давление у вас тоже не повышается? – поинтересовалась я.

Удивительно, но это так. Более того, именно вращения головой служат мне важнейшим средством снижения давления, поэтому я начал их делать сразу после больницы. Медленно вращаю головой по 100 раз по часовой стрелке, столько же раз против часовой, затем по 100 раз делаю наклоны вперёд и назад. Правда, движения назад ещё болезненны, поэтому контролирую их. Ещё по 100 раз сильно сжимаю и разжимаю веки.

Для улучшения зрения?

Пользу зрению такая тренировка, несомненно, даёт – у меня сейчас нет тех сгустков, точек, искр, «плавающих» нечётких изображений, которые появлялись раньше, как только я отводил глаза в сторону. Но если напомнить, что глаза – это, образно выражаясь, головной мозг, вынесенный на периферию, то будет понятно, что такие упражнения способствуют улучшению кровообращения головного мозга и помогают активизировать его работу. С этой же целью я по рекомендации академика А.А.Микулина тренирую лицевые мышцы, которые тоже имеют своё представительство в мозге. Знаете, как? Перед сном корчу рожицы – по четыреста раз! Тогда отлично засыпаю.

В своей восстановительной программе те нагрузки, которые понижают давление до нормы, Валерий Александрович определил как обязательные, ежедневные. Другие – как общеукрепляющие или специальные, для разработки проблемных групп мышц. Так, для восстановления парализованной руки он использовал гимнастику с 2-килограммовыми гантелями. Начал выполнять движения в разных позициях с 20 раз, и это было очень больно для парализованной руки. Но терпел и наращивал нагрузки. Так восстановил руку – уже свободно делал до 100 движений. Но тут произошла неприятность: во время гололёда поскользнулся и упал, сильно травмировав эту руку. Кисть и запястье отекли, кожа посинела, малейшее движение причиняло боль. Стал снова через боль пробуждать способность к движению: делал сжимания кистевым эспандером, многократно повторяя их в течение дня. Постепенно синева и отёк прошли, боль отступила, и через две недели он возобновил прежнюю нагрузку, делая по 100 движений гантелями каждой рукой. А ещё тренирует ноги, поднимая их, лёжа на спине: начав с 20 раз, сегодня делает до 200 движений каждой ногой, одновременно массируя её снизу вверх. (Кстати, заметил, что при тренировках в положении лёжа давление никогда не поднимается).

Как вырастить новые сосуды

Одни только перечисленные домашние занятия и тренировки Капралова заставляют восхищаться его решительностью, последовательностью и силой воли. Но ведь они – только часть его комплексной программы восстановления. Помимо разных видов гимнастики он ещё разрабатывает мышцы в бассейне, где плавает дважды в неделю по полтора часа. Продолжает процедуры холодового закаливания: до 5 раз быстро окунается с головой в ледяную воду. Для контраста подключил тепловые процедуры, начав посещать баню.

Но ведь это так рискованно для сосудов мозга, – заметила я. На что Валерий Александрович пояснил:

Да, поэтому я всегда прислушиваюсь, как «ведёт себя голова» – нет ли головокружения, не подступает ли обморочное состояния при погружении в холодную воду или вхождении в парную? И по ощущениям корректирую дозировку нагрузок, не отказываясь от них.

Ещё одна серьёзная часть программы восстановления – многокилометровые пробежки (по 10-15 км), которые он совершает два раза в неделю.

 

29.04.14        Валентина ЕФИМОВА       Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:











 


 







        

Энергия жизни

























Бери коньки подмышку,

И марш - на каток!

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



С УЛЫБКОЙ...




 Яндекс цитирования   Рассылка 'Новости интернет-журнала для зрелых людей "Третий возраст"' Friend of WOTЦена 3vozrast.ru