Rambler's Top100



"Маяк": путь сквозь годы

Радиостанции "Маяк" исполнился уже 51 год.  В то далекое время своего рождения и в юном возрасте  она была главной для слушателей у приемников в стране. Для того, чтобы звучать по радио, приезжали в студию и генеральный прокурор, и министр внутренних дел (без сопровождения с воем сирен), и министр здравоохраения...

"Маяк" знали и любили от Владивостока до Калининграда. Почему в прошедшем времени? Да потому, что сейчас в радиэфире сотни радиостанций, которые "обслуживают" тысячи людей с разным образованием, уровнем знаний и без них. А в те годы попасть на работу в "Маяк" посчитали за великое везение. Свидетельство тому -  фотографии, которые нашел в своем архиве  Алексей Ермилов - один из лучших репортеров "Маяка". Все улыбаются, все радуются....

Радиожурналисты, сильно-сильно верили, что 20-й век всегда будет очень-очень светлым. И за хороший труд в эфире можно получить даже награду в виде путевки аж в Болгарию (если горком партии и медкомиссия пропустят).

Итак, кто же поддерживал свет "Маяка"? 

 

Валентина САФРОНОВА и Александр ЖЕТВИН. Они еще не почувствовали, что правда за капитализмом. А если бы почуствовали, то отчитались на закрытом заседании парткома Гостелерадио.

 

Светлана МЕЛКУМЯН связывается по "межгороду" с советской Эстонией. На линии - собкор "Маяка". В те годы эстонцы были нашими добрыми товарищами.

 

Олег ОМЕЛЬЯНЮК призадумался. По правильному ли пути отправится страна? Нехорошие предчувстсвия одолевали его.

 

Тамара ДЕМСКАЯ искренне считала, что только труд сделает человека всемирно известныи (Тов. Абрамович в те годы уже изготавливал и продавал на рынке игрушки).

 

Людмила СЕМИНА нашла тему для комментария.

 

Сергей ОМЕЛЬЧЕНКО готов одолжить три рубля на обед в лучшей "закрытой" столовой Гостелерадио.

 

Лида ПАВЛОВА за пишущей машинкой. Она еще не знает, что компьютер сделает ее профессию неактуальной. Но пока она - ас!

 

Игорь МЕДВЕДЕВ (Смотрит на нас прямо, как милицейский лейтенант, с вопросом - какое же будет в 21-м веке ГАИ?) Игорь готовит свою программу "Красный, желтый, зеленый".

 

Нина ЛЬВОВА уверена, что женская красота - капитал во все времена. Даже в период развитого социализма.

 

Юра КОРОТКОВ гордится собственным репортажем о достижениях социалистического производства.

 

Наталья МЕЛЬНИКОВА беспокоится - нет ли ошибок в тексте.

 

Диктор Илья ПРУДОВСКИЙ радуется успехам родной страны, прочитывая выпуск "Последних известий"

 

Главный редактор "Маяка" Эдуард СОРОКИН консультируется по "вертушке" с ЦК - как бы пнуть в эфире побольнее нехороших капиталистических олигархов.

 

Красивые девочки - звукооператоры в монтажной. Их фамилии история не сохранила, но свидетелствует, что они с успехом воспитывают сейчас внуков.

 

Здесь - крайний справа Леша ЕРМИЛОВ, который вместе с друзьями радуется жизни, социализму и готовится сохранить эти фотографии. А если кто-то "пустил бы слух в редакции" в те годы, что скромный участковый врач из Перми  через несколько десятков лет купит дочке шикарную квартиру в Нью-Йорке, то отправили бы такого "предсказателя" по знакомству в горздраве прямо из "Маяка" в психиатрическую больницу имени доктора Кащенко.  

Но тогда были хорошие времена, времена нашей юности...

 

Готовили: Алексей Ермилов, Людмила Гордеева, Лидия Павлова, Борис Кондратов.

Те, кто интересуется историей "Маяка", могут зайти и сюда.

 *   *   *

                 Александр АХТЫРСКИЙ

                 О "МАЯКЕ" 

1 августа 1964 г. – вышла в эфир Информационно-музыкальная программа «Маяк». (Радиостанция «Маяк»). Она была создана на технической базе прежней Второй программы Всесоюзного радио. Это было революционное событие в отечественном информационном радиовещании. Появилась специальная информационная программа, круглосуточная, позволяющая выдавать информацию практически непрерывно. В эфир каждые полчаса выходили короткие пятиминутные выпуски, а если того требовали события, то и в любой момент по мере поступления информации. Между информационными выпусками передавалась музыка популярных, массовых жанров, что способствовало дополнительной привлекательности новой программы.

«Маяк» очень скоро стал одной из самых слушаемых программ среди населения страны, а Главная редакция информации получила возможность существенно обогатить формы и жанры информационных выпусков.

Выпуски на «Маяке» читались дикторами одним голосом (в отличие от Последних известий» Первой программы, где практически всегда информация читалась на два голоса). Информация подавалась кратко, динамично. Появилось больше возможностей для прямых включений с мест событий, записей репортажей, коротких интервью. Больше стало включений из других городов. Информационные передачи Всесоюзного радио в 60-70-е годы стали основой главным стержнем Центрального государственного радиовещания. Более 20 раз в сутки по первой программе и её дублям для восточных районов страны выходили выпуски Последних известий, звучанием от 15 до 30 минут. Ежедневно в 7.00 утра выходил «Обзор газеты «Правды», а в 9.00 выпуск «По страницам центральных газет».

С начала 80-х годов в утренние часы с 6.00 до 8.30 по «Маяку» короткие сводки информации (по 2 мин.) стали выходить каждые 10 минут. Таким образом, редакция ежедневно готовила 56 информационных выпусков программы «Маяк».

Многообразны были жанры материалов «Последних известий» и выпусков «Маяка». Это и хроника, и информационные заметки, и развернутые комментарии к наиболее важным событиям дня. В эфире часто звучат прямые репортажи, интервью, выступления специалистов, радиопереклички. Особенность всех материалов — их краткость. Даже самый большой комментарий «Последних известий» и «Маяка» не мог звучать свыше 2,5 — 3 минут. Такие короткие по форме и емкие по содержанию материалы позволяли в одном выпуске дать панораму жизни страны и главных событий в мире.

Особо освещались в информационных программах важнейшие события в жизни страны. Это съезды партии, крупные юбилейные даты, такие, как годовщины Победы в Великой Отечественной войне, годовщины Великой Октябрьской революции, Праздник 1 мая, Победы в освоении космического пространства и др. В специальных информационных выпусках и радиоперекличках рассказывалось о подготовке к празднику или событию. Разумеется, особо освещались в программах сами события. Редакция информации вела прямые трансляции работы

съездов и празднеств, трансляции торжественных собраний, парадов с Красной площади Москвы и др.

В редакции информации Всесоюзного радио работало много талантливых, известных журналистов, которые создавали и развивали жанры радиожурналистики. Среди многих имен, внесших заметный вклад в дело информационных программ радио можно назвать Юрия Летунова, Леонида Хатаевича, Германа Маневича, Василия Ананченко, Матвея Фролова, Степана Хоменко, Евгения Красавченко, Якова Смирнова, Лазаря Маграчева, Татьяна Астахова, Петра Пелехова, Германа Седова, Виктора Глуховцева , Юрия Скалова, Светланы Бестужевой, Марины Новицкой, Ады Петровой, Веры Щелкуновой, Александра Горинова, Владимира Кораблёва, Семён Астахов и др.

А организацию, подготовку и выпуск в эфир Последних известий и «Новостей» «Маяка» обеспечивали такие опытные редакторы, как Ильина Александра Владимировна, Свердлова Вера Яковлевна, Эфраинсон Аркадий Павлович, Гюне Леонид Вернерович, Узкова Галина Даниловна, Скалова Нина Михайловна, Горелик Александр Иосифович, Раввин Исаак Владимирович, Володина Маргарита Борисовна и др.

Постоянно заметное место в выпусках «Последних известий» и «Маяка» занимали события международной жизни.

С 1976 года вся международная тематика Всесоюзного радио была передана Главной редакции информации. Был создан международной отдел, который готовил не только информационные материалы для выпусков Последних известий и «Маяка», но и специальные передачи на международные темы. Это «Международный дневник» (I пр., ежедневно, 15 мин., 20.45), воскресная передача Международные обозреватели за «круглым столом», которая была одной из самых авторитетных на Всесоюзном радио. По письмам радиослушателей готовилась передача «Международное положение: вопросы и ответы» (дважды в месяц по пятницам, 45 мин.). На вопросы слушателей на международные темы отвечали работники Министерства иностранных дел, ученые, журналисты-международники. Эти серьёзные аналитические передачи готовили такие известные журналисты-международники, как Виктор Шрагин, Валентин Зорин, Анатолий Потапов, Фарид Сейфуль-Мулюков, Эдуард Мнацаканов, Виктор Любовцев, Владимир Андрианов, Всеволод Шишковский, Владимир Дунаев, Владимир Цветов, Николай Агаянц, Виктор Левин, Александр Хазанов и др.

Популярной была передача «Актуальные проблемы международной жизни» (I пр., еженедельно по четвергам, 15 мин., 15.45). В ней также участвовали специалисты по международным вопросам, государственные и общественные деятели, зарубежные корреспонденты советского телевидения и радио.

Передача «В странах социализма» (I пр., еженедельно по средам, 15 мин., 15.45) , как это видно из самого названия , знакомила с различными сторонами жизни государств социалистического лагеря и готовилась по материалам собственных корреспондентов. В сущности этим же темам были посвящены передачи «Голоса друзей» , которые выходили в эфир дважды в неделю (Первая программа, 14.00), но они готовились журналистами радиоорганизаций социалистических стран (Польши, Болгарии, Венгрии, Румынии, Монголии, Чехословакии, КНДР, КНР ).

По материалам зарубежных корреспондентов советского телевидения и радио готовилась также воскресная познавательная передача «По странам и континентам» (I пр., еженедельно, 15 мин., 11.00). Здесь было меньше политики, больше любопытных сведений, наблюдений. Это был своего рода радиовариант телевизионного «Клуба кинопутешествий».

Особой и очень заметной частью информационных программ Всесоюзного радио всегда был спорт. Спортивная радиожурналистика создавалась и совершенствовалась именно на радио в Главной редакции информации. Уже в первые годы работы радио сообщения, репортажи о спортивных состязаниях обязательно включалась в информационные выпуски. Самый первый репортаж о футбольном матче в прямом эфире состоялся 26 мая 1929г. Его провел Вадим Святославович Синявский, который стал основоположником спортивного репортажа на нашем отечественном радио и оставался всегда лучшим спортивным комментатором. Более 40 лет он вел в эфире репортажи с крупнейших спортивных соревнований. Свой последний репортаж в прямом

эфире он провел 2 мая 1971 г. о легкоатлетической эстафете по Садовому кольцу в Москве на приз газеты «Вечерняя Москва».

В 60-70-е годы во главе спортивного отдела были опытные редакторы и организаторы Ш.Н.Мелик-Пашаев и Р.Н.Крайнова. Это было время расцвета спортивного радиорепортажа и спортивной радиожурналистики. Именно на радио раскрылся талант еще одного знаменитого спортивного комментатора Николая Озерова и таких известных спортивных журналистов, как Владислав Семенов, Наум Дымарский, Александр Курашов, Владимир Марканов, Игорь Зорин, Евгений Лепетухин, Аркадий Ратнер, Владимир Маслаченко, Нина Ерёмина, Анатолий Малявин, Борис Губин, Владимир Рашмаджан, Владимир Писаревский и многих других, которые впоследствии, в 80-х годах, составили основу самостоятельной Главной редакции спортивных программ телевидения и радио. С появлением «Маяка» в 1964 году существенно увеличились возможности для прямых репортажей со спортивных соревнований, особенно футбольных и хоккейных. Информация о спортивных соревнованиях была обязательной в большинстве выпусков Последних известий Первой программы и «Новостей» «Маяка». Непременной частью Первой программы Всесоюзного радио был ежедневный «Спортивный дневник», который передавался в 23 часа и его воскресный вариант «Спорт за неделю».

В 30-е годы на радио появились первые уроки утренней гимнастики. Это была смелая и благородная идея – помогать миллионам радиослушателей поддерживать хорошую физическую форму, заниматься ежедневной гимнастикой по лучшим методикам. Потом(в июле 1941 года ) уроки гимнастики были прерваны войной и возобновились 12 августа 1946 г. Уроки проводил преподаватель Николай Лаврентьевич Гордеев, наверное, лучший методист физической культуры, знавший все тонкости радио, умевший передать словом, голосом все особенности гимнастических упражнений. Вместе с ним успешно работала над созданием комплексов Утренней гимнастики по радио Галина Фёдоровна Дьякова. Позже в 80-е годы его дело продолжал в радиоэфире диктор Всесоюзного радио Владимир Костылев (как ведущий утренней гимнастики он выступал под фамилией Лавров). В 70-е годы появились специальные выпуски гимнастики по радио, например Утренняя зарядка для детей (в 7ч.10 мин); «Производственная гимнастика» ( в 11.00).

Среди информационных передач Всесоюзного радио надо назвать также так называемые адресные передачи. Это специальные передачи, выходящие в эфир по V программе, адресованные полярникам, работающим в различных районах Арктики и Антарктики, тем, кто находится на зимовках, в далёких экспедициях, советским специалистам, работающим за рубежом, например, в странах Азии, Африки. Редакция помимо обычной для таких передач информации о событиях в стране, включала в эти программы голоса родных и близких, звуковые письма, музыкальные приветы. Подобные передачи неизменно вызывали благодарные радиограммы в адрес редакции.

Для водителей-профессионалов и автолюбителей на волнах «Маяка» в 70-е годы была введена передача «Красный, желтый, зеленый!» ( еженедельно по пятницам, 30 мин., 18.30, автор и ведущий – Игорь Медведев), которая готовилась совместно с сотрудниками ГАИ.

Многим людям, которых минувшая война разлучила с родными, помог вновь найти друг друга «Бюллетень розыска родных». Эта передача 70-х годов готовилась при активном участии отдела писем Всесоюзного радио.

Информационные передачи занимали в 70-80 годы, в период наиболее активной и заметной работы Всесоюзного радио, занимали в эфире на Первой программе и четырёх программах «Радио-Орбиты», а также на «Маяке» около 10 часов ежедневно. Это очень большой объём и необходимы были постоянные усилия большого коллектива журналистов, редакторов , руководителей отделов и всей редакции, чтобы обеспечивать четкий и бесперебойный круглосуточный информационный эфир.

Со времён Великой Отечественной войны и до настоящего времени во главе Главной редакции информации были опытные журналисты и организаторы радиовещания. В 40-е годы это Селезнёв Е. М., Шалашников М.С., Ицхокин А.И.; в 50-е - Чабров Ф.В., Шаргин А.Т., Андреев И.А.; в 60-е - Чернышев В.И., Трегубов В.Д. , Летунов Ю.А.; в 70-е - Петров И.В., Сорокин Э.А.; в 80-е - Болгарев А.П., Непомнящий Б.В., Широков Е.П., в 90-е годы – Поволяев, В.М. Павлов Е.В., и после 2000 года - Быстрицкий А.Г., Герасимова И.А.

В конце 80-х – начале 90-е годов существенно менялись содержание и особенно формы информационных программ. Годы перестройки вообще внесли заметное оживление на радио. Медленно, но все же заметно радио отходило от привычных консервативных форм радиовещания. В информационных программах это было особенно заметно. Больше стало прямых включений с мест событий, радиоперекличек, интервью в прямом эфире. Особенно это ощущалось на «Маяке». Появились утренние панорамы «Маяка». С 6 утра и до 9.00 (а позже и позже) журналисты «Маяка», комментаторы сами вели прямой эфир из студии, проводили встречи, переклички, включения из других городов, то, что теперь стало обыденным на современных радиостанциях. Дикторов в их обычных формах работы у микрофона сменили на «Маяке» ведущие. Это были журналисты и некоторые дикторы, которые освоили новые принципы работы у микрофона, более свободные, раскованные, активные, без заранее подготовленных текстов.

Постепенно «Маяк» приобрел форму, отвечающую всем требованиям современного радио. Оставаясь государственной радиостанцией, «Маяк» всё более становится самостоятельной радиостанцией, вне структуры громоздкого Гостелерадио. И эти изменения в организации информационного эфира в создании современных динамичных информационных программ осуществлялись журналистами и редакторами нового поколения. Это Александр Жетвин, Татьяна Ярковая, Николай Нейч, Павел Каспаров, Ольга Василенко, Валерий Косован, Казбек Басиев, Леонид Лазаревич, Людмила Сёмина, Лидия Сечина, Евгений Грачев, Анатолий Фёдоров, Евгений Осиповский, Нина Бельянская, Омельянюк, Евгений Федин и др.

Вскоре эти новации были оформлены и организационно. 7 октября 1995 г. вышел Указ Президента Р.Ф. «О совершенствовании телерадиовещания в России». В соответствии с этим Указом были созданы самостоятельные государственные радиостанции - «Радио-1» , «Маяк», радиостанция «Юность», Радио «Орфей».

«Маяк» вышел в самостоятельное плавание.

На этом история информационных программ Всесоюзного радио закончилась. Началась новая история.

----------

Александр Иванович Ахтырский, отдавший работе на радио более 45 лет, пришел в отдел выпуска Всесоюзного радио в 1960 году, сразу после окончания филологического факультета Московского государственного университета. Молодой начинающий редактор быстро завоевал авторитет среди старших коллег своей образованностью и требовательностью.

Эти профессиональные качества, а также умение работать с людьми, внимательное отношение к коллегам выдвинули его в число признанных авторитетных руководителей. Долгие годы Александр Иванович являлся заместителем Главного редактора Главной дирекции программ Всесоюзного радио, затем директором "Радио-1". Затем он стал неоценимым советником по программным вопросам радиостанции "Ретро-FM".

В последние свои годы Александр Иванович передавал свой богатый опыт слушателям Института повышения квалификации работников телевидения и радио, где вел курс теории и практики радиовещания.

Комментарии к статье
  • Александр aymantor@mail.ru


    По-моему не совсем корректно представлять историю, без упоминания некоторых довольно популярных журналистов. Это касается передачи "Красный, желтый, зеленый", у истоков которой стоял не г-н Медведев, а Олег Александрович Афанасьев! , конечно, понимаю, что Медведеву хотелось славы, ведь он всегда был на подхвате. Случилось так, что в 1979 году Олег Александрович тяжело заболел и Игорь Медведев присвоил всю славу себе. Но первыми ведущими передачи были О.А. Афанасьев и Н.Д. Сорокин, а никакой ни Медведев!

    ОТ РЕДАКЦИИ: Спасибо за уточнение. Здесь, правда, о ПЕРВЫХ ведущих этой передачи не говорится, фотографии в данном материале отсутствуют. Будем рады Вашим воспоминаниям о тогдашнем "Маяке".

Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.