Rambler's Top100



Как воровали в СССР

Как воровали в СССР

Многие чи­та­те­ли счиают, что СССР был стра­ной ис­клю­чи­тель­но чест­ных и по­ря­доч­ных людей, ко­то­рые ни­ко­гда не брали чужого, а двери в квар­ти­ры даже не за­пи­ра­лись на замки. На счет дверей спо­рить не буду — такое дей­стви­тель­но прак­ти­ко­ва­лось в неболь­ших го­род­ках и просто в за­мкну­тых мик­ро­рай­о­нах (вроде мин­ско­го по­сёл­ка Трак­тор­но­го завода), где люди хорошо друг друга знали и где прак­ти­че­ски не бывало "чужих". А вот что ка­са­ет­ся во­ров­ства — то на бы­то­вом уровне в СССР оно су­ще­ство­ва­ло по­все­мест­но, но при этом среди самих мелких во­ри­шек соб­ствен­но "во­ров­ством" не счи­та­лось.

Ко­неч­но, украсть деньги или скажем там юве­лир­ные укра­ше­ния — это было уже на­сто­я­щее во­ров­ство, по­па­да­ю­щее к тому же под со­от­вет­ству­ю­щую статью УК, а вот на­при­мер об­ве­сить в ма­га­зине или из­ме­нить состав блюд в об­ще­пи­те, при­не­сти с завода пару под­шип­ни­ков, слить де­сят­ка два литров соляры на ав­то­ба­зе — это встре­ча­лось сплошь и рядом и не счи­та­лось чем-то за­зор­ным.

Отчего так про­ис­хо­ди­ло? Во-первых, от все­об­щей бед­но­сти, равно раз­ма­зан­ной по всем слоям об­ще­ства. Во-вторых — из-за все­об­ще­го де­фи­ци­та необ­хо­ди­мых то­ва­ров и услуг. Про­клад­ки для сан­тех­ни­ки всегда были у "своего" сле­са­ря (ко­то­рые тот спер где-то на складе), нужные зап­ча­сти для ав­то­мо­би­ля (ко­то­рых не было в ав­то­ма­га­зи­нах) чудом на­хо­ди­лись у "своего" ав­то­ме­ха­ни­ка. Можно ска­зать, что такая "ни­зо­вая кор­руп­ция" яв­ля­ет­ся прак­ти­че­ски неиз­беж­ной в бедных стра­нах, при этом внутри самого об­ще­ства она не счи­та­ет­ся чем-то за­зор­ным, люди просто вы­жи­ва­ют как умеют.

И третья со­став­ля­ю­щая такого во­ров­ства — это от­сут­ствие част­ной соб­ствен­но­сти как та­ко­вой, в ши­ро­ком по­ни­ма­нии этого слова. Фраза "всё вокруг кол­хоз­ное, всё вокруг ничьё" очень хорошо ха­рак­те­ри­зу­ет си­ту­а­цию тех лет — взять "ничьи" дрова или "ничей" ме­тал­ло­лом счи­та­лось почти нормой и вроде как даже и не во­ров­ством.

Под катом — боль­шой и ин­те­рес­ный рас­сказ о том, как именно и что именно во­ро­ва­ли в СССР.


01. Во­ров­ство в со­вет­ском об­ще­пи­те. По­жа­луй, в во­ро­вать в об­ще­пи­те было проще всего с той точки зрения, что во­риш­ку было непро­сто "пой­мать за руку". К при­ме­ру, сме­та­ну раз­во­ди­ли ке­фи­ром, за­би­рая остат­ки себе, кефир раз­во­ди­ли мо­ло­ком. Само молоко тоже во­ро­ва­ли, причем весьма изоб­ре­та­тель­но — чтобы молоко не пор­ти­лось, в него до­бав­ля­ли пи­ще­вую соду, спи­сы­вая при этом часть молока как "ис­пор­чен­ное" и за­би­рая себе домой. Супы ва­ри­лись без мяса (на ком­би­жи­ре), после чего при выдаче в та­рел­ку клался ку­со­чек мяса. Кстати, по­хо­жие штуки до сих пор делают в сто­ло­вой мин­ско­го ЦУМа, кто тос­ку­ет по "тем самым" со­вет­ским вкусам и "ГОСТам" — ми­ло­сти просим.

От­дель­ным спо­со­бом во­ро­вал­ся чай. Как вы знаете, в со­вет­ских сто­ло­вых "чай" го­то­вил­ся в огром­ных алю­ми­ни­е­вых ка­стрю­лях, на ко­то­рые было по­ло­же­но опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство за­вар­ки (чаще всего — де­ше­во­го чая "гру­зин­ский"). Нема­лую часть за­вар­ки от­сы­па­ли "для себя", а в ка­стрю­лю с чаем до­бав­ля­ли жженый сахар, остав­ляя на ночь на неболь­шом огне. В ре­зуль­та­те по­лу­ча­лась темно-ко­рич­не­вая жид­кость почти без запаха чая.


02. Во­ров­ство в со­вет­ских про­дук­то­вых ма­га­зи­нах. В прин­ци­пе, тут всё было похоже на во­ров­ство в сто­ло­вых, но были и свои нюансы. Скажем, со­вет­ские ГОСТы опи­сы­ва­ли нормы по усушке и утрус­ке товара — тор­гов­цы ис­поль­зо­ва­ли их по-мак­си­му­му, даже если товар не "усу­шил­ся" — оста­ток просто во­ро­ва­ли. Очень часто более-менее ка­че­ствен­ные про­дук­ты (мясо, кол­ба­са) про­да­ва­ли "из-под при­лав­ка" для "своих", но несколь­ко дороже от­пуск­ной роз­нич­ной сто­и­мо­сти, а по­лу­чен­ную раз­ни­цу клали в карман.

Во­ро­ва­ли также и на рынках, об­ве­ши­вая по­ку­па­те­лей (для чего при­ме­ня­лись си­сте­мы хит­ро­ум­ных маг­ни­тов и скры­тых гирек). Яв­ле­ние было столь мас­со­вым, что на рынках были по­все­мест­но рас­про­стра­не­ны т.н. "кон­троль­ные весы".


03. Жуль­ни­че­ство в ма­га­зи­нах пром­то­ва­ров. Тут всё про­ис­хо­ди­ло по­хо­жим об­ра­зом — ка­че­ствен­ные и де­фи­цит­ные товары, ко­то­рые вдруг по­сту­пи­ли в про­да­жу, про­да­ва­лись точно так же "из-под при­лав­ка" за несколь­ко боль­шую сто­и­мость. С юри­ди­че­ской точки зрения всё было со­вер­шен­но чисто — вот товар, вот по­ку­па­тель, вот чек, вот деньги в кассе. "Уви­деть" с по­мо­щью про­вер­ки то, что про­дав­щи­ца по­ло­жи­ла себе в карман "сверх­при­быль", было никак невоз­мож­но.

Кроме того, на со­вет­ской тор­гов­ле непло­хо на­жи­ва­лись и всякие ре­ви­зо­ры/про­ве­ря­ю­щие, ко­то­рые часто за мелкую (а иногда и не очень) взятку за­кры­ва­ли глаза на мелкие (а иногда и не очень) на­ру­ше­ния. Тут еще сле­ду­ет ска­зать, что кор­руп­ци­он­ные связи в со­вет­ской тор­гов­ле вы­стра­и­ва­лись годами, а кор­руп­ци­он­ные сети на­счи­ты­ва­ли часто сотни участ­ни­ков.


04. Во­ров­ство на за­во­дах и строй­ках. Тут всё до­ста­точ­но просто — тащили всё, что плохо лежало и было плохо при­кру­че­но. Впро­чем, то что было при­кру­че­но хорошо — сперва от­кру­чи­ва­ли, а потом тоже во­ро­ва­ли. Ком­плек­ты ин­стру­мен­тов, плашки для на­ре­за­ния резьбы, стекло, цемент, даже кир­пи­чи — думаю, многие из вас помнят гаражи и бал­ко­ны, на­би­тые всем этим добром. Видели у соседа дяди Пети ком­плект со­вет­ских над­фи­лей в ко­роб­ке? Ду­ма­е­те, он его в ма­га­зине купил)?

Вы­но­си­ли всё это добро через про­ход­ные, либо просто пе­ре­бра­сы­ва­ли через забор, для чего часто при­вле­ка­лись со­общ­ни­ки. Как-то на про­сто­рах ин­тер­не­та мне встре­ти­лась целая ин­струк­ция о том, как пра­виль­но вы­но­сить под плащом кар­дан­ный вал для ав­то­мо­би­ля, да ещё и с по­мо­щью спе­и­ци­аль­но­го про­ти­во­ве­са)

Ре­а­ли­зо­вы­ва­лось всё укра­ден­ное либо непо­сред­ствен­но за деньги, либо бар­те­ром — за опре­де­лен­ные товары или услуги.


05. Во­ди­те­ли с ав­то­баз, трак­то­ри­сты, так­си­сты. Эти во­ро­ва­ли бензин и соляру (клас­си­ка), а также зап­ча­сти и ку­зов­ную краску. Так­си­сты часто во­ро­ва­ли деньги, просто не вклю­чая счет­чик за по­езд­ки. Кроме того, в позд­не­со­вет­ские годы так­си­сты были часто за­ме­ша­ны в мелком кри­ми­на­ле вроде помощи про­сти­тут­кам и неле­галь­ным про­дав­цам спирт­но­го (за­пре­щен­но­го гор­ба­чев­ским "сухим за­ко­ном").


06. Те­не­вое про­из­вод­ство. Пом­ни­те фразу из "Две­на­дца­ти сту­льев" о том, что вся кон­тра­бан­да де­ла­ет­ся в Одессе на Малой Ар­на­ут­ской улице? В прин­ци­пе, эта фраза была при­ме­ни­ма ко многой "фирмЕ", что под­поль­но де­ла­лась в СССР, плюс из укра­ден­ных ма­те­ри­а­лов часто шили просто более-менее при­лич­ные и модные вещи, не по­хо­жие на страш­ные хла­ми­ды из уни­вер­ма­гов, ча­стич­но этот бизнес ле­га­ли­зо­вал­ся в 1988 году после того, как раз­ре­ши­ли ко­опе­ра­ти­вы. Вообще те­не­вое про­из­вод­ство в СССР это от­дель­ная боль­шая тема, как-нибудь напишу об этом.


В общем, как видите, "чест­ные со­вет­ские граж­дане" были не такими уж чест­ны­ми. Можно ли их об­ви­нять в этом? Думаю, и да и нет. Нема­лую долю от­вет­ствен­но­сти я бы воз­ло­жил на саму среду то­таль­ной нищеты и де­фи­ци­та, в ко­то­рой люди были вы­нуж­ден­ны вы­жи­вать.

Источник

Комментарии к статье
  • Алла Васильевна missis.allawasiljewna@yandex.ru

    Весело было,я жила в коммуналке,соседка работала на фабрике "Восход" таскала тетради,блокноты,альбомы. Другая работала на фабрике "Рот Фронт",носила зефир,пастилу,шоколлад,соседка портниха,нелегально дома шила,брала заказы.Ну и я приносила кое-что но не скажу...

  • Алла Дмитриевна Рудковская rudcobcka38@mail.ru


    От души посмеялась, читая
    эту статью. Так всё и было,
    но это как-то было очень
    обыденно и никому не было
    смешно. Все к этому привыкли, считали нормальным, а не украсть,
    ну как же ? Без этого не
    проживёшь. Вот мораль !

Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.