Rambler's Top100



Светлого мая привет

Светлого мая привет

Эта популярная песня появилась давным-давно, в 1955 году, в самый разгар хрущёвской «оттепели». Оттепель – это когда уже не холодно, но ещё и не тепло. Поэтому, наверное, эту песню одновременно и пели, и ругали с удовольствием

Песня «Ландыши» родилась благодаря стараниям двух необычайно одарённых людей – поэтессы Ольги Фадеевой и композитора Оскара Фельцмана .

Ольга Фадеева знакома советским слушателям по песням «Воспоминание», «Есть на Волге городок», «Лесная сказка», «Малыш», «Студенческая застольная», она также является автором русского текста знаменитой «Арии мистера Икс».

Композитор Оскар Фельцман, уроженец Одессы, получил прекрасное музыкальное образование. Он стал без преувеличения человеком-эпохой, обладающим таким солидным багажом известных шлягеров, из которых каждый житель постсоветского (и не только!) пространства всегда найдёт знакомую мелодию. Вот малая толика его песен: «Теплоход», «Венок Дуная», «Чёрное море моё», «Огромное небо», «На тебе сошелся клином белый свет», «Я верю, друзья, караваны ракет…», «Ходит песенка по кругу», «Эй, рула-тэ рула», «Баллада о красках», «Такие старые слова», «Разве тот мужчина» и многие, многие другие…

«Ландыши» были одной из самых первых песен Фельцмана. Вот как вспоминает об этом он сам: «… Мне позвонили из сада «Эрмитаж», сказали, что там готовится концертная программа, и попросили написать какую-нибудь лёгкую танцевальную песню. Я очень легко и быстро (буквально за 15 минут) написал песню и дал её для исполнения Гелене Великановой. После этого я уехал на юг и совсем забыл про песню. Через две недели я получил письмо, где мне писали, что вся Москва поёт «Ландыши». Я не поверил своим ушам и так разволновался, что решил сразу вернуться домой, чтобы самому в этом убедиться. Я приехал в Москву, и действительно, песня звучала из всех репродукторов».

В самом деле, популярность этой песни была огромной, хотя в ней не было слов ни о партии, ни о долге, напрочь отсутствовала какая-либо политика (что для той поры было не очень привычно). Хотя о долге всё-таки говорится, но весьма ненавязчиво, в форме ничем не подкреплённой уверенности в ежегодных подарочных букетах. Мелодия песни была незатейливой и легкомысленной, в ней и в самом деле было что-то весеннее, игривое и беззаботное, а инструментальный проигрыш перед заключительным куплетом и джазовые звуки («сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст») производили совершенно сюрреалистическое впечатление – а ведь после смерти Сталина прошло всего-то ничего!

Свалившаяся на голову популярность несколько озадачила композитора, поскольку он ещё не имел в то время большого песенного опыта и даже не мечтал, что незатейливый мотив его «Ландышей» «выстрелит» и мгновенно разойдётся среди людей.

Но за столь быстрым взлётом наступило не менее быстрое и болезненное падение. Всего через полгода газеты стали публиковать разгромные статьи, приписывая автору и пошлость, и низкопробность, обвиняли его даже в подрывании устоев советской власти, что в то достаточно бурное и противоречивое время могло иметь любые последствия.

Вместе с тем случались и курьёзные истории. В то время проходил автопробег из Москвы в Ленинград. Оскар Фельцман, Тихон Хренников, Дмитрий Шостакович и другие известные творческие люди участвовали в концертах во всех городах, расположенных по пути следования участников. Первый такой концерт проходил в Клину, на родине Петра Ильича Чайковского. Секретарь местного обкома настоял, чтобы в концерте прозвучали те самые опальные «Ландыши», причём петь Оскару Борисовичу пришлось самому. Надо сказать, что свои «пошлые» и «антисоветские» «Ландыши» Фельцман исполнял во всех других городах, и просила его об этом морально устойчивая и хладнокровная «политическая элита».

Оскар Борисович воспрянул духом – кончились несчастья! Но не тут-то было – критики с новыми силами накинулись на него! Голову, конечно, композитору не свернули, но ругать – ругали и в назидание другим ставили в пример, но пример отрицательный – как образец безвкусицы. И с этим бременем композитору пришлось жить более 20 лет, пока наконец-то не было признано, что ничего крамольного в весёлой песенке нет.

Если шлягер не пародируют, то это уже не шлягер. «Ландыши» и пели, и пародировали – легко и много (да и сейчас на эту музыку кто только не придумывает своих стихов). Диапазон соответствующих текстов простирался от безобидного «пионерского» варианта до значительно более изощрённых поделок. Примечательна в этом смысле одна история, рассказанная космонавтом Павлом Романовичем Поповичем:

«В день старта первого космонавта Сергей Павлович Королёв попросил меня быть на связи с Гагариным. За пять минут до команды «протяжка один» пульс и артериальное давление Юрия Алексеевича пришли в норму и он попросил меня дать в трансляцию музыку. Я спросил: «Юра, „Ландыши“ хочешь?» Он засмеялся, в ЦУПе тоже рассмеялись, поскольку все знали, как мы переделали эту популярную песню. В нашей редакции один из куплетов звучал так:

Ты сегодня мне принес

Не букет из алых роз,

А бутылочку «Столичную».

Заберёмся в камыши,

Надёремся от души.

И зачем нам эти «ландыши»?

 

В эфир, естественно, мы дали правильные слова…»

А правильные слова пели не только на русском, но и на японском, английском, чешском и других языках. И даже на Канарских островах слышал свои «Ландыши» Оскар Борисович!

Давайте вместе вспомним эту весеннюю песню:

 

Ты сегодня мне принёс

Не букет из пышных роз,

Не тюльпаны и не лилии.

Протянул мне робко ты

Очень скромные цветы,

Но они такие милые.

 

Припев: Ландыши, ландыши –

Светлого мая привет.

Ландыши, ландыши –

Белый букет.

 

Пусть неярок их наряд,

Но так нежен аромат –

В них весны очарование.

Словно песенка без слов,

Словно первая любовь,

Словно первое признание.

 

Припев.

 

Я не верю, что года

Гасят чувства иногда –

У меня другое мнение.

Верю, будешь каждый год,

Пусть хоть много лет пройдёт,

Ты дарить мне в дни весенние.

Припев.

 

Мы верим, что песня «Ландыши» не будет забыта, её ждёт счастливая судьба тех незабываемых шлягеров, от которых всегда улучшается настроение. Если кто-то из молодого поколения ещё не знает этой песни, пусть послушает её в Интернете, улыбнётся её бесхитростным словам и подумает о чём-то своём – добром и прекрасном!

       Григорий МОРОЗОВ        Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.