Rambler's Top100



Гомосексуальные отношения в дореволюционной России

Гомосексуальные отношения в дореволюционной России
Бани, доходные дома и рестораны на Невском проспекте, красные галстуки как отличительный признак и снисходительное отношение общества: что рассказывают о гомосексуальных связях в дореволюционном Петербурге дневники аристократов, донесения анонимов и истории болезней врачей? 


Законы о гомосексуальных связях  


Печально известная антигомосексуальный закон был введен в СССР в 1933 году, (отменили ее лишь в 1993). До того времени к гомосексуальным связям между мужчинами на территории Российской империи и Советского союза относились спокойно. Законодательство касательно однополых отношений появилось в России намного позже, чем в других европейских странах. В 1706 к этой теме впервые обратился Петр I, но нововведения касались только военного устава и объяснялись необходимостью поддержания дисциплины в армии.  


В 1835 при Николае I среди новых уголовных законов была введена статья, согласно которой гомосексуальные связи должны были наказываться. Касался закон, правда, только отношений между мужчинами. Наказание придумали только в 1866, но уже суровое: за подобные взаимоотношения полагалось лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь. В 1900 наказание смягчили -— вместо ссылки осужденный получал арест на 4 или 5 лет, а христианам нужно было покаяться. 


В начале XX века количество дел, заведенных по этой статье, стало расти, но на самом деле российские власти весьма снисходительно относились к гомосексуальным связям и редко подвергали уголовному преследованию представителей высших слоев.  


Место встречи: мастерские, бани и доходные дома 


Гомосексуальные связи почти не скрывались, и общество относилось к ним со снисхождением. Основным местом встреч служили мастерские, бани и доходные дома. Хозяева и их слуги, извозчики и пассажиры, банщики и посетители бань, мастера и ученики и даже духовники и их послушники -— многие из них не упускали случая предаться страсти, а иногда и заработать при этом несколько целковых. Мужчин, продающих секс, называли «развратной артелью». Их работа была устроена наподобие обычных борделей. Например, в Петербурге большой популярностью пользовались знаменские бани возле современной площади Восстания. Журналисты писали о них: «Едва вы проникнете в эту «обитель», как навстречу к вам утиной походкой движется массивная фигура знаменитого в гомосексуальной секте банщика Гаврила. 


Гаврила -— тучный мущина 40-45 с отталкивающим неприятным лицом и угодливым, заглядывающим вам в душу взглядом. Этот «господин» с места не постесняется предложить вам свои «услуги» или кого-нибудь другого. (...) Гаврило принесет вам альбом с фотографическими карточками, где все эти гомосексуальныя Фрины и Аспазии изображены прифранченныя и накрашенныя, некоторыя даже в женских нарядах. (...) Вот вы показываете на одного из «малых сих», изображеных в альбоме, и через каких-нибудь 5 минут оригинал в вашем распоряжении. Тут же попутно сообщается цена».  


Фото 3  

Баня в Петербурге, 1914  


Отличительные знаки: наряды и долгий взгляд 


Привычка гомосексуалов переодеваться в женские наряды распространилась за пределы бань и доходных домов. Например, возле цирка Чинзелли нередко появлялись мужчины, одетые баронессами или просто облаченные в странные наряды. Узнать юношу, готовому к связи с мужчиной, можно было и по красному галстуку или красному платку в кармане. Однако были и такие, кто отрицал женоподобие и предпочитал носить подчеркнуто мужские костюмы. Узнать гомосексуала можно было и по взгляду и простой просьбе прикурить. 


Гомосексуальные связи в провинции 
 
Пока такие связи не выходили за пределы бань и доходных домов, их не осуждали. Но снисходительное отношение касалось только городов -— в деревнях к тому, что помещики развращали крестьян, относились осуждающе. Известны случаи, например, когда жены требовали развода от мужей, пристрастившихся к молодым слугам. Бывали и ситуации из разряда абсурдных -— когда один и тот же крестьянин крутил интриги одновременно с помещиком и его женой. Один из таких случаев раскрылся, когда жена забеременела от слуги.  


Гомосексуальная субкультура в столице 


«Гомосексуальная субкультура» активно развилась в Петербурге. У нее даже появился собственный лексикон: например, состоятельных мужчин, ищущих связи с юношами, называли «тетками». Теток можно было найти в определенных местах города. Например, в Петербурге их типичным маршрутом был Невский проспект от Михайловской площади до Аничкова моста и дальше до публичной библиотеки и Пассажа. Чаще всего они искали в толпе молодых людей -— подмастерий, кадетов и воспитанников, а затем приглашали их в кондитерские или в гости. Заглядывали тетки и на выставки и ярмарки в Михайловском манеже, на масленицу на Марсово поле, а по средам ходили в Мариинский театр. Самым же главным местом встреч был ресторан Палкин. В Москве популярностью пользовалось бульварное кольцо, по которому фланировали тетки в поисках юношей.  


Фото 4   

Баня в Петербурге, 1914  


Однополые связи в аристократических кругах 


В целом многие представители аристократии и даже члены царской семьи состояли в гомосексуальных отношениях и вовсе их не скрывали. Например, известный поэт Серебряного века Михаил Кузмин написал повесть «Крылья», в которой поднимал тему однополой любви. Когда писатель прославился, в его спальню «на смену безвестным купцам и приказчикам-старообрядцам, молодым людям без определённых занятий и весьма низкого образовательного ценза пришли художники самого элитарного московского и петербургского круга». Некоторое время у него был роман с поэтом Константином Сомовым, затем с художником Сергеем Судейкиным, а после с юным гусаром Всеволодом Князевым. Но его многочисленные романы закончились, когда он встретил Юрия Юркуна, с которым они долго жили вместе.  


Фото 5  

Плавательный бассейн в бане Егорова  


Константин Константинович, дядя Николая II, тоже временами наведывался в бани. В своем дневнике он писал: «15 мая. (…) Путь лежал мимо бань. Думал, что, если увижу у наружных дверей номеров банщика, не выдержу и зайду. (…) Дверь в номера оказалась приотворенной, но банщиков не было видно. Каким‑то чудом удержался и проехал мимо.  


18 мая. В заседании грешные мысли меня одолели. На Морской, не доезжая до угла Невского, отпустил кучера и отправился пешком к Полицейскому мосту и, перейдя его, свернул налево по Мойке. Два раза прошел мимо дверей в номерные бани, взад и вперед; на третий вошел. И вот я опять грешен в том же».   


В 1917 с приходом Октябрьской революции все царские законы потеряли силу. И несмотря на неоднозначное отношение коммунистов к гомосексуальности, новые уголовные законы никакого наказания за однополые связи не предусматривали. «Тотальная гетересексуальность» появилась лишь в 30-е годы, когда в СССР вступил в силу антигомосексуальный закон.  


Оригинал

 
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.