Rambler's Top100



Всмотримся в фильм «Москва слезам не верит».

Всмотримся в фильм «Москва слезам не верит».
Сегодня будет интересный и давно задуманный мною пост про убогий совковый быт, показанный в фильме "Москва слезам не верит" — который вы все видели, но явно не обращали внимание на бытовые детали, так как были заняты судьбами героев. А между тем — там показано невероятно много бытовых деталей, которые позволяют оценить всё убожество жизни в СССР — и это даже при том, что в кино показана столица, куда стекались все умы и финансы.

Сейчас появилось множество постов и статей с обсуждением "Москва слезам не верит" с позиции разбора отношений героев — с современной точки зрения эти отношения представляются весьма нездоровыми (инфантильный психопат "он же Гога, он же Гоша" и т.д.) — но в сегодняшнем посте я коснусь только быта, лишь косвенно затронув отношения героев. Мне интереснее декорации, на фоне которых разворачивается действие фильма — это типовая советская жизнь, которой жили миллионы людей.

Итак, в сегодняшнем посте — разбор убогого совка в фильме "Москва слезам не верит". Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)


01. Итак, начнём. Первая часть фильма повествует о жизни главной героини по имени Катя, которая приехала покорять Москву. Действие происходит ориентировочно во второй половине пятидесятых годов — когда уже началась хрущёвская "оттепель". Живёт Катя в перенаселённой московской общаге — хотя фанаты СССР всем рассказывают, что в Советском Союзе всем тут же выдавались бесплатные квартиры.




02. Катя — по природе достаточно скромная девушка, а вот её подруга Людмила несколько иная — она изначально нацелена выгодно выйти замуж за москвича и подыскивает себе выгодные варианты. Что же такое "выгодный вариант" для советского человека конца пятидесятых годов? На Людмилу производит впечатление наличие персонального автомобиля — в СССР это было показателем шика и статуса, хотя например в США тех же лет автомобиль давно перестал быть роскошью, и стал доступным средством передвижения.




03. Сам автомобиль, кстати — ни что иное, как говённый Москвич-400, который полностью содрали с довоенного Opel Kadett, о чём я рассказывал вот в этом посте.




04. Что ещё является "статусным" для Людмилы? Помимо наличия машины — показателем статуса и общественного положения является наличие у советского человека дачи. Дачи как раз начали массово раздавать именно во времена Хрущёва — до этого такими привилегиями пользовалось лишь "высшее сословие" совкового общества — всякие там придворные артисты, поэты, учёные и сотрудники спецслужб.

Что представляла из себя совковая "дача" в пятидесятые-шестидесятые годы — хорошо видно на кинокадрах. Это мелкий участок в 4-6 соток, на котором правительство милостиво разрешало вам построить собачью будку — в СССР существовали ограничения на строительства дачных домов. К примеру — вы не имели права построить дом в 2 этажа или даже сделать в доме печку — это уже считалось "роскошью". Стройте себе будку для защиты от дождя — и всё.

Кстати, обратите ещё внимание на сами стройматериалы будки — домик сколочен абы из чего — все доски крашены разными красками. Нормальных рынков стройматериалов не существовало, и дачные домики сколачивали в буквальном смысле слова из мусора.




05. Далее по ходу фильма нам показывают несколько бытовых сцен с участием Кати и Людмилы — в американских общежитиях пятидесятых годов давно существовали прачечные (в подвалах) и пылесосы — а простые советские граждане вынуждены были стирать всё сами, в корыте на стиральной доске.




06. Во время сцены с корытом девушки обсуждают временный переезд в сталинскую высотку для "присмотра за квартирой" — и сразу вслед за корытом режиссёр показывает нам то, как живут те советские граждане, которые "равные, но немного равнее других" — это красивый и шикарный дом с лепниной в самом центре города.




07. Что самое интересное — эта сталинская высотка ничуть не шикарнее обычных дореволюционных доходных домов, построенных в период 1880-1917 годов — те имеют точно такое же качество и подобный внешний вид. Беда заключается в том, что в период до 1917 года квартиру в таком доме мог позволить себе любой работающий и хорошо зарабатывающий интеллигент — вроде врача, преподавателя ВУЗа или торговца — а в нищем СССР такими квартирами "поощряли" только высшее сословие номенклатуры.




08. Девушки входят в дом и поражаются его роскошью — в доме мраморные стены с фресками и мозаикой, гранитные полы, лепной потолок и чистота. Вот таким был "персональный СССР", в котором очень хорошо жилось примерно 5% граждан из числа номенклатуры и высшего партийного звена. Случайные люди в такие дома не попадали, а у входа всегда сидела какая-нибудь бабушка (часто в чине не ниже майора), которая зорко следила за тем, чтобы в удобный и персональный СССР, чего доброго, не забрёл какой-нибудь уличный попрошайка.




09. Показана в фильме и квартира, в которую временно перехали подружки — по сюжету она принадлежит какому-то ученому. Также в таких сталинских высотках давали "бесплатные" квартиры всяким номенклатурщикам, военным и писателям. Сидя за антикварным резным столом в просторном кабинете с высокими потолками, советские писатели описывали, как в странах "Загнивающего запада" проклятые капиталисты паразитируют на шкуре народа.




10. Показана в фильме и сцена застолья — когда к Катерине и Людмиле приходят гости. Приём гостей осуществляется в отдельной столовой — как говаривал профессор Преображенский — "я буду обедать именно в столовой, а не в спальне и не в передней". Столовая обставлена шикарной резной мебелью и в целом очень напоминает дореволюционные "барские" квартиры.




11. А несколькими минутами позже показана сцена застолья уже в обычной совковой квартире — в которой вместе с мамой и маленьким братом живёт парень Катерины по имени Рудик — семья ютится в маленькой двухкомнатной квартире с проходными комнатами. Во время застолья половину крошечной комнаты занимает стол, а Кате приодится садиться на диван.




12. Далее, по сюжету фильма, Катерина расстаётся с Рудиком, и судя по всему — ей дают какую-то комнату в коммуналке либо в общежитии для одиноких. Собственно — именно вот так выглядело то самое "бесплатное" советское жильё, в котором многие семьи часто проводили всю жизнь...




13. Вторая часть фильма должна показать "успехи" главной героини на жизненном пути. Но начинается она не с показа жизни Катерины, а с показа нескольких бытовых сцен. Действие второй части происходит через двадцать лет после первой — в семидесяты годы. Нам показывают спившегося от безысходности хоккеиста Гурина — товарища юности Катерины. Гурин бухает в советской "стекляшке" разбавленно пиво с вонючей рыбой и рассказывает первым встречным о своих былых успехах.




14. Сама "стекляшка" в ленте тоже мельком показана — это типичная убогая советская "наливайка", в которой по вечерам собирались тёпленькие компании, а днём забегали бухнуть всякие строители и сантехники — пить на улице считалось нарушением закона, а вот подпить горячительного в стекляшке считалось нормой. В пиво часто доливали принесённую с собой водку, получая так называемый "ёрш" — такая сцена показана, например, в фильме "Афоня".




15. А теперь самое интересное — показ жизни "успешной и состоявшейся советской женщины". Вообще сам фильм, надо сказать, построен на типично американском сюжете, который был там популярен ещё с конца XIX века — маленький человек приезжает в большой город с кучей огней и машин, сперва чувствует отчуждение и терпит неудачи, но потом "селфмейдит" себя и приходит к успеху.

Что же такое "успех" по-советски? Успешная и состоявшаяся женщина, директор крупной фабрики — которая в США имела бы несколько пентхаусов, несколько автомобилей и особняк в пригороде, живёт в жалкой двухкомнатной квартире, называемой на западе one bedroom ("одна спальня", однокомнатная). Гога, он же Жора, он же Гоша, заходя в квартиру, оценивает её как "ого!" — что ещё раз показывает общее убожество советского быта — даже такая неврзачная квартирка была для Гоши чем-то вроде дворца.




16. Спит успешная и состоявшаяся женщина (директор крупной фабрики с явно миллионными оборотами) на раскладном диване с "французской раскладушкой". На раскладушке, Карл! Сам диван стоит в гостиной — отдельной спальни у Катерины нет. Да, вот это успех.




17. Кухня в квартире тоже маленькая и убогая, а из бытовой техники у Катерины есть только газовая плита. Напомню, что в эти же годы на Западе квартиры были набиты бытовой техникой — которую, кстати, советские номенклатурщики тащили и себе в СССР. Можете быть уверены — что те, кто живёт в эти годы в той самой высотке из первой части фильма, имеют совершенно другую кухню.




18. А ещё очень примечательна сцена похода сильной и независимой женщины в магазин — в фильме показан типичный нищий совковый универмагбрежневских лет. Ау, фанаты СССР, рассказывающие о фруктах и свежайшем мясе, а также о двух сотнях сортах колбасы — вы где? Вот именно так, как в кино, и выглядели магазины тех лет — одни уксусные консервы.




19. Слдующий кадр тоже очень примечателен — продавщица выкатывает из подсобки тележку с какой-то жирной варёной колбасой, на котрую тут же набрасываются покупатели словно вороны на перевернутую мусорку. Катерина сразу бросает свою тележку и тоже мчится к колбасе, затем первым делом хватает кусок, а уж потом читает, что на нём написано. Это ни что иное — как годами выработавшаяся привычка от жизни в нищете и дефиците.




20. Далее нам снова показывают дачу знакомых Катерины. Советские "дачи" в семидесятые годы тоже ничуть не стали лучше — это те же построенные в пятидесятые годы из мусора домики, которые к тому же успели за 20 лет обветшать. Вокруг — всё тот же заваленный хламом и неухоженный участок.




21. А ещё в фильме очень примечательны сцены с жильём "он же Гога, он же Жора, он же Гоша". Товарищ Катерины по имени Николай идёт за Гогой, чтобы тот помирился с Катей, и попадает к нему домой — в какую-то коммуналку, в которой вечно идёт ремонт. Николай одет несколько "официально" и разговаривает с обитателями коммуналки строгим и твердым голосом — и ему сразу же выдают всю информацию про Гогу — видимо, у бабушек сохранилась память о сталинских временах.




22. Что же представляет собой жильё Гоги? Где живёт "настоящий мужчина", которому для полного счастья не хватает только стакана газированной воды за три копейки? А живёт он в маленькой комнатке в коммуналке, причём без ремонта — комната завалена какой-то рухлядью и книгами. Жора в одиночестве бухает водку с пивом — вот такие "настоящие мужчины" были в СССР...




Как видите — действие всё действие фильма разворачивалось в достаточно любопытых совковых декорациях, в которых видно всё убожество советской жизни — жалкие "дачи", социальное неравенство (дворцы для номенклатуры, хрущёвки для остальных), дефицит и отсутствие продуктов в магазинах, и даже "советская история успеха" выглядит как-то убого — директор завода живёт с дочкой в двухкомнатной квартире и спит на диване-раскладушке...

Такие дела.
 
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.