Rambler's Top100



Нам и не снилось. Как повесть о любви «взорвала» советскую общественность

Нам и не снилось. Как повесть о любви «взорвала» советскую общественность

Ровно тридцать лет назад, осенью 1979 года, журнал «Юность» опубликовал повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Сегодня её называют культовой, как и одноимённый фильм, снятый годом позже, в 1980 году

Многомиллионный тираж журнала раскупили за несколько дней, читатели завалили редакцию мешками писем: напечатайте повесть ещё! «Вам и не снилось» стал лучшим фильмом года, а прозвучавшая в нём песня («Ветер ли старое имя развеял…») - хитом всех времён и народов.

Но прежде история о школьной любви три года мёртвым грузом лежала в редакции «Юности». Как вдруг Галину пригласил главный редактор Борис Полевой, автор легендарной повести о герое Маресьеве. «Галина Николаевна, я был участником Сталинградской битвы, - неожиданно начал Полевой. - Я не трус, но я боюсь… Боюсь, что если мы это напечатаем, то мальчишки начнут прыгать из окон. Измените последние два предложения, и мы напечатаем повесть». Она вышла с рукописью в полутёмный коридор и «на коленке» за несколько минут поменяла концовку. Вернее, замаскировала. Потом её не раз спросят: «Так герой остался жив или?..»

Первая леди

Галина возвращалась из редакции и вспоминала, как её 16-летний сын с букетом под мышкой карабкался на шестой этаж, чтобы объясниться девочке в любви. А когда спускался, не рассчитал и свалился. Слава богу, не убился. До этого случая рассказ о школьной любви в её писательском мозгу маячил где-то на заднем плане, а тут вышел вперёд - мол, пиши. И она написала. Без творческих мук. С удовольствием. За несколько месяцев. На 180 страницах рассказала о трогательной любви подростков и о циничном предательстве взрослых. О том, как родители переводят сына в другую школу - подальше от этой ужасной девочки. Когда это не помогает, отсылают в другой город ухаживать за лежачей бабушкой, которая в действительности вполне ходячая. Череда обманов раскрывается, герой хочет бежать от опостылевших родственников куда глаза глядят. Его запирают, и вот оно - спасительное окно. Он и не думал о самоубийстве, просто хотел быстрее на волю, к любимой. И сорвался…

Автору потом не раз припомнят, что она чернила советских родителей. Своё «фи» Галине высказала будущая первая леди страны мадам Черненко. «Наверху» устроили закрытый показ картины. По окончании супруга партийного босса отчеканила: «Где вы видели, чтобы наши родители лгали детям? Или учителя? Это ложь!»

Писательница молча вынесла словесную пощёчину. Фильмом она гордилась. Ребята сыграли на одном дыхании, оживили её Ромку и Юльку. То есть не Юльку, а Катю - киношное начальство решило изменить имя героини: «Роман и Юлька, словно Ромео и Джульетта. Ваша Щербакова возомнила себя Шекспиром. Меняйте имя героини. И герой в финале не должен умереть». Режиссёр Илья Фрэз пошёл на эти уступки скрепя сердце.

Смерть Ромео

Юношу на роль Ромки искали долго. Сотни, тысячи ребят. Ни один из них в глазах Фрэза не тянул на современного Ромео. И лишь когда ассистенты привели на площадку 16-летнего Никиту Михайловского, режиссёр понял, что снимет фильм. Партнёршей Никиты стала Татьяна Аксюта. После выхода фильма актёров осаждали поклонники. Правда, те, кто дежурил под московскими окнами Татьяны, были обескуражены. Оказалось, она на семь лет старше Никиты, уже закончила театральный вуз и успела выйти замуж. Никита поступил в театральный и жил один в своей ленинградской квартире. Маму он потерял в 14 лет. Отец жил в Москве. Когда Фрэз впервые увидел будущую звезду, его поразил взгляд мальчика: «Такой сыграет глубокие чувства».

О том, что выбранный им Ромео навсегда останется молодым, он не догадывался. Да и мог ли кто-то вообразить, что Никита уйдёт из жизни в 27 лет. А перед этим встретит девушку, которую зовут, как и героиню фильма, Катя. Они поженятся. Умирая, он будет ей шептать: «Не переживай. Мы как Ромка и Катя. У них же в фильме всё хорошо кончилось».

Те, кто близко знал Никиту, говорят о его удивительной доброте и открытости. В его квартире всегда находили приют друзья - кто на месяц, а кто и на год. Однажды, будучи школьником, он вернулся домой без куртки, сказал, что подарил другому мальчику, которому она нужнее. Став взрослым, помогал собирать средства для детей, больных раком. И вдруг... эти средства пришлось собирать уже для него. Операцию по пересадке костного мозга сделали в Лондоне. Не помогло… В фильме ребята рассуждают о смерти, и Катя предлагает: «Давай умрём вместе. В один день». «Нет, - отвечает Ромка. - Я первый. Я мужчина».

…Дом бабушки, из окна которого прыгал киношный герой Никиты, снимали в Ленинграде. Будучи недавно в командировке в Санкт-Петербурге, я остановилась у красивого особняка на набережной Фонтанки. «Да здесь много фильмов снималось, - как будто уловил мои мысли сухонький старичок. - Я здесь давно живу. А вообще прежнего народу мало осталось. Например, почти весь этот подъезд выкупил…» - И старичок называет имя известного в России олигарха.

P. S. Галина Николаевна Щербакова жива, здорова, передаёт привет всем читателям. За последние 30 лет она выпустила 40 книг. Правда, ни одна из них не сравнилась по популярности с «Вам и не снилось».

25.10.09    «АиФ».
Комментарии к статье
  • TraillaChip
    zokino@mail.ru
    Хорошая статья, узнал много нового!)
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.