Rambler's Top100



Хор Пятницкого: когда душа поет...

Хор Пятницкого: когда душа поет...

«И кто его знает...», «Всю-то я вселенную проехал...», «Степь да степь кругом...». Еще совсем недавно эти песни звучали по радио, на телевидении, в концертных залах, сельских клубах, Дворцах культуры. Все знали, что это - визитная карточка знаменитого хора имени Пятницкого. Теперь эти песни знают, помнят и поют лишь люди старшего поколения.

Знаменитый хор до недавнего времени был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Организован он был в 1910 году из крестьян Рязанской и Смоленской губернии Митрофаном Ефимовичем Пятницким. До этого русскую народную песню знали лишь в узком кругу специалистов. Пятницкий же мечтал, чтобы народная песня звучала со сцены так, как ее поют в народе.

Занимаясь сбором народных песен по деревням,он познакомился с крестьянкой Ариной Колобаевой и ее двумя дочерьми. Был поражен красотой их пения, необыкновенным умением передать в песне сокровенные чувства. Он привез их в Москву вместе с другими деревенскими певцами и организовал публичное выступление созданного им крестьянского хора. Этим наглядно показал, что народные песни достойны звучания с театральных подмостков.
Становление хора началось в 1911 году, после его концерта 2 марта в Малом зале Дворянского собрания (впоследствии Дома Союзов).

Рахманинов и Шаляпин, побывавшие на этих концертах, дали не только высокую оценку искусству крестьянских певцов, но и предрекли хору большое будущее. Так благодаря энтузиазму, усилиям и дальновидности Пятницкого народная песня стала составной частью большого искусства. После революции при одобрении и поддержке Ленина концерты крестьянского хора были перенесены на фабрики и заводы. Хор выступал на вокзалах, участвовал в проводах красноармейцев на гражданскую войну. Искусство действительно стало принадлежать народу.

Песня в деревенском быту, как правило, связана с игрой или обрядом. Сохраняя эту традицию, Пятницкий стремился к «живописному изображению песни», то есть ее инсценировке,театрализации. Хористы были одеты в деревенские костюмы и разыгрывали сценки сельской жизни на фоне декораций. Таким образом песни воспринимались слушателями в той атмосфере, частью которой они являлись.

«В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великоросов,  специально выписанных из Воронежской, Рязанской и других губерний. В программе - 

1. Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов, гуслей, жалеек, лиры.
2. Былины и исторические песни.
3. Причитания плакальщиц».

Вот такая афиша появилась в Москве в 1911 году.

В репертуаре хора были песни девичьи, любовные, хороводные, шуточные. Собранные Пятницким, они раскрывали слушателям красоту, которую веками создавал и совершенствовал народ, учили ценить его художественный вкус и одаренность, пробуждали патриотические чувства.

Исполнительское мастерство, энергия Пятницкого подарили массовому городскому жителю незаслуженно забытую народную песню, а главное - утвердили подлинно народный стиль ее исполнения на профессиональной сцене.

Популярность хора была столь велика, что способствовало возникновению многих самодеятельных народных хоров, которые потом становились профессиональными. Хор Пятницкого объехал десятки стран мира. И где бы он ни выступал, русская песня помогала лучше узнать наш миролюбивый и душевный народ. «Народная песня, - писал М.Е. Пятницкий, - это художественная летопись народной жизни. Только она, увы, вымирает. Ее надо спасать». Этому он и посвятил всю свою жизнь.
 

После смерти основателя ансамбль возглавляли фольклорист П.А. Казьмин, композитор В.Г. Захаров, пропагандист народной песни П.Г. Ярков. С 1962 года руководителем хора имени Пятницкого становится известный композитор B.C. Левашов. Я был хорошо знаком с Валентином Сергеевичем, часто бывал на его репетициях. В ансамбле тогда было 120 человек, в том числе 60 певцов. Я имел возможность видеть, как бережно, благоговейно относятся участники хора к народной песне, воссозданию сложившегося стиля, традициям, которые были заложены Пятницким.

- Песня живет в русском народе испокон веков, - говаривал Левашов. - Помните, у Стасова: сваи вколачивают с песней, якорь тянут с песней, солдаты на штурм идут с песней. В народной песне есть все, что трогает душу человека, - широта и задушевность, безудержное веселье и щемящая грусть. Лирика соседствует в ней с эпосом, простота с мудростью.

Не раз обращались к лучшим образцам русской народной песни выдающиеся композиторы. Песня про волю-волюшку слышится в «Борисе Годунове» Мусоргского и в опере «Садко» Римского-Корсакова. Не раз обращался к народному творчеству и Чайковский. В его первой симфонии использована мелодия плясовой песни «Я посею ли, младенька, цветиков маленько...»

Однажды, прослушивая вокалистов, Левашов заметил, что «особенность русской народной песни в том, что она требует от певца не только голоса, хорошей вокальной техники, но и глубоких чувств, порожденных любовью к родной стране, ее людям, природе, прошлому, настоящему и будущему. И хотя мы называем их старинными, они вечно юны, волнуют не одно поколение людей...»

В жизни хора, как в любом живом организме, были за более чем 90 лет со дня его рождения и взлеты, и падения. Кто-то уходил сам, кого-то «уходили». Кто-то искал лучшей жизни - сытой и обеспеченной. Но настоящие певцы народа, влюбленные в свое дело, верящие в силу и магию народной музыки и песни, оставались.

- Каково ваше мнение о современной музыке? -спросил я как-то у Левашова.
- Я, как и Пятницкий, считаю, что для русской песни нужна прежде всего мелодия. То, что выдается порой за музыку, представляет собой какофонию, трескучий поток звуков, которым маскируют скудость мысли и отсутствие глубокого чувства, а также низкое мастерство исполнителей. Нынешние ансамбли так похожи друг на друга, что их невозможно различить. А ведь искусство должно быть самобытным. Именно индивидуальная манера исполнения привлекает людей.

На Площади звезд, что возле Концертного зала «Россия», была заложена именная звезда в честь хора имени Пятницкого.

Вспоминаю юбилейный концерт этого хора. На сцене голосистые русские красавицы и парни, самозабвенно поющие народные песни. До сих пор звучат у меня в ушах: «Ой, туманы мои, растуманы», «Славное море, священный Байкал». Если вспомнить сказку о живой воде, то она, думается, в этих песнях.

Хор с достоинством выдержал все катаклизмы последнего десятилетия и не сломался, не предал свои национальные традиции.На своем 90-летии артисты хора подписались под такими словами: «Сберегли, бережем и беречь будем русскую песню, танец и музыку, ибо это одна из основ высокой духовности русского народа».

Несколько лет назад коллектив принимал участие в фестивале национального искусства в Каннах. Французская пресса с восторгом отзывалась о прославленном хоре. И, что интересно, французы отметили в своих изданиях отсутствие в программе знаменитой «Калинки», но тем не менее русские песни покорили Францию. Хор получил приглашения на гастроли. Надо сказать, что во Франции артисты исполнили шансоны Шарля Азнавура в хоровом варианте, чем удивили и потрясли публику.

Небезызвестно, что японцы очень любят русскую песню. Во время гастролей по всей Японии хор имени Пятницкого принимали на ура. Причем японцы знают мелодии многих русских песен и подпевали артистам во время концерта.

Коллектив под руководством Александры Андреевны Пермяковой, заслуженного деятеля искусств России, работает и сегодня плодотворно. При всем засилье иной, модной музыки хор востребован, он гастролирует по всей стране - от Подмосковья до Сибири... Ну а приглашений в зарубежные гастроли очень много: Китай, Япония, Франция, Германия, Индонезия... Русская песня понятна всем, независимо от национальности.

...Только вот по радио нечасто услышишь сегодня прославленный хор. И на телевидении одни и те же «попсята» и «попсюш-ки» дергаются в своих «проектах», оттирая великую песню народа. Но помните, мы пели в юности «Эту песню не задушишь, не убьешь»? По другому, правда, поводу пели. Но к творчеству хора Пятницкого слова эти имеют прямое отношение.


Илья ОКУНЕВ,
Алина КУДЕЛИНСКАЯ

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.