Rambler's Top100



Дмитрий Журавлев. Служение звучащему слову.

Дмитрий Журавлев. Служение звучащему слову.

В концертном зале Государственной библиотеки имени Ленина аншлаг. Сотни глаз устремлены на сцену: мастер художественного слова, народный артист СССР Дмитрий Журавлев читает «Пиковую даму». Зрители не шелохнутся, и кажется удивительным, что хорошо знакомое произведение слушается с восторгом первого открытия. Таким особенным даром обладал Д.М. Журавлев

Счастливая семья
Есть в Москве на Арбате в Спасо-Песковском переулке школа, ныне французская, а когда-то 71-я женская. Над ней шефствовали в те времена Вахтанговский театр и его знаменитое училище. В стенах школы часто можно было видеть известных артистов и будущих корифеев искусства.

В пионерском отряде, куда определили меня вожатой, я обратила внимание на одну девочку: тоненькая, какая-то особенно нежная и ласковая. Такие дети бывают в семьях, где царят любовь и взаимопонимание. Девочку звали Маша Журавлева. Мы познакомились, и я узнала, что у нее есть младшая сестра Наташа, более подвижная, темпераментная, но с тем же отсветом родительской любви в облике и поведении. «Наш папа Дмитрий Николаевич Журавлев тоже был вахтанговцем, теперь он мастер художественного слова, – сказала мне Маша, – а мама, Валентина Павловна, певица. Хочешь познакомиться с нашими родителями?» Об этом можно было только мечтать.

Так в конце сороковых годов я соприкоснулась с жизнью счастливой семьи. И счастье это составляли любовь и творчество. Глубокая и нежная любовь родителей друг к другу и детям. А в ответ – восторженные чувства девочек. В их маленькой квартирке в актерском доме на улице Вахтангова царила полная гармония.

Но понятие «любовь» в этой семье понималось неизмеримо шире, чем любовь семейная. Это было восхищение красотой природы, горячий интерес к архитектуре, музыке, поэзии, живописи, звучащему слову.

И эта любовь стала для Дмитрия Журавлева основой и опорой. Оберегаемый ею он прожил долгие 90 лет –  родился 24 октября 1900 года, а ушел из жизни 1 июля 1991 года.

Служение звучащему слову
Дмитрий Журавлев родился на Украине в большом селе Алексеевка, что в 90 километрах от Харькова. В семье было шестеро сыновей, Митя был младшим.

«Мое детство было счастливым, – рассказывал мне Дмитрий Николаевич, – мягкий климат, живописность южнорусской степи, все было привлекательно. И очень уютна была наша усадьба с большим фруктовым садом и благоухающими цветниками. В доме звучало пианино. Интересовало устройство пианино. Родители пели в два голоса украинские, русские песни и романсы». Но главное, дома много читали вслух, и в мальчике рано проснулось желание читать не только для себя, но и для других – предстать перед «публикой».

В 1919 году Дмитрий Журавлев был принят в труппу Симферопольского драматического театра, где в то время играли Павла Леонтьевна Вульф, ученица знаменитого Владимира Давыдова, и молодая Фаина Раневская. За роль мальчика в спектакле «Взятие Бастилии» Р.Роллана Дмитрий заслужил похвалу Максимилиана Волошина – первая в его актерской жизни «рецензия». Спустя время Журавлев был принят в труппу Московского Вахтанговского театра.

Уже в первые годы работы в театре он начал готовить чтецкие программы и встретил одобрение и понимание замечательного артиста и педагога Бориса Васильевича Щукина. После одного  вечера, на котором выступал Журавлев, он написал ему на своем фото: «Растущий, большой мастер, открывающий пути к сотворчеству с великими художниками литературы…».

В феврале 1931 года состоялся первый филармонический афишный концерт Журавлева в малом зале Консерватории. Успех был бесспорным.

В 1940 году Журавлев оставил театр. Началась его блистательная чтецкая деятельность. Служение артиста звучащему слову длилось более полувека: с 1931 по 1984 год, когда в дни 80-летия памяти Чехова на юбилейном концерте он в последний раз читал «Даму с собачкой».

Трудно охватить все программы чтеца за этот полувековой срок в концертных залах Москвы, Ленинграда, Ростова, Воронежа, Одессы, Харькова, Кишинева, Махачкалы, многих других городов страны, а также Болгарии и Чехословакии. А кроме поездок были еще бесчисленные выступления и записи на радио и телевидении.

Но однажды на гастролях чуть было не кончилась не только творческая деятельность, но и сама жизнь артиста – он попал в автокатастрофу, в которой получил тяжелую травму головы. Прогнозы были неблагоприятные. Но усилия врачей, поддержка семьи и друзей, а главное, горячее желание Дмитрия Николаевича выжить, выстоять и вернуться к работе сделали свое дело – он снова вышел на сцену. 

Любовь как дар небес
Как-то после концерта я провожала Дмитрия Николаевича домой и вдруг услышала от него неожиданный вопрос: «А как вы думаете, всем ли людям нужен этот жанр – художественное слово?»

Я удивилась: «Конечно, всем!» И вспомнила  собственный опыт восприятия знакомого произведения – чеховской «Дамы с собачкой» после чтения его Дмитрием Николаевичем. Тогда на экранах кинотеатров шел фильм по этому произведению.

– О чем этот фильм? – спросил меня Журавлев.
– О том, как несчастны эти двое, потому что не могут навсегда соединиться.
– Верно. А теперь послушайте мою «Даму с собачкой» и расскажете мне о впечатлении.

Я пошла на концерт, и изумлению моему не было предела.
– Дмитрий Николаевич, у вас Чехов совсем другой и другая любовь. Это история о чуде любви, которую получили эти двое как подарок судьбы. Ваш рассказ о счастье!
Дмитрий Николаевич рассмеялся, и его темного агата глаза засияли.
– Видите, как хорошо вы поняли! А кто-то говорит – зачем слушать знакомое? Знакомое, да не всегда правильно понятое.

Я часто задумывалась, слушая Журавлева, в чем духовное начало, искусства, какие темы наиболее ему близки? И поняла: сочувствие вызывал у чтеца «маленький человек» – любимый герой русской литературы. Его жизнь и боль – основная тема в творчестве Журавлева. Другая важнейшая тема его чтецких программ  – любовь как откровение, любовь как дар небес.

Подтверждение этим мыслям я нашла в моей недавней беседе с талантливой актрисой, мастером художественного слова, замечательным педагогом Натальей Дмитриевной Журавлевой.
– Да, тема любви всегда волновала отца, и это волнение неизменно передавалось залу. А к «маленькому человеку» в русской литературе он относился просто как к близкому родственнику, душевно, сердечно понятному существу. Потому так великолепна была его «Шинель».

Его кредо
Уже в преклонные годы Журавлев рассказал мне историю своих «отношений» с «Пиковой дамой». Читал он ее всем, кому мог и где мог, начиная с 1936 года.
– И вот, полагая, что работа моя идет к концу, – рассказывал Дмитрий Николаевич, – я решил показать ее Михаилу Васильевичу Нестерову, большому русскому художнику, мнением которого я дорожил. В его доме собралась настоящие знатоки литературы: Щепкина-Куперник, дочь Ермоловой Зеленина, жена и дочери самого Нестерова. Я с большим подъемом прочел пушкинский шедевр. Дамы одобрили самым положительным образом. А мнение Нестерова было уничтожающим. «Никуда не годится, – сурово сказал он. – Многое недодумано, недосмотрено. Многого вы просто еще не знаете и не представляете себе… Неясны образы Германна и Лизы, груба вся линия старой графини.».

– Я пришел в шоковое состояние. Долго потом не мог прикоснуться к произведению, – продолжал Журавлев. – Но любовь к пушкинскому слову, молодое упрямство подвигли меня на дальнейшую работу. Она была кропотливой, глубокой и долгой. Я много читал, искал ответы в живописи, музыке. Особенно трудно давался образ Германна. Я понял, что первоначально романтизировал его образ, а это был стяжатель, сухой целенаправленный педант… Особенно ясно мне стало это после первых бомбежек 41-го года – немцы бомбили Москву пунктуально в одно и то же время.

В работе Журавлев опирался на собственную богатую фантазию, веру в магию слова, а также кропотливый труд. Было у чтеца и свое кредо, от которого он не отступал никогда: скупость изобразительных средств. «Глубоко ценя и любя слово, я восстаю против использования чтецами во время концертов музыки, костюмов и прочих вспомогательных аксессуаров», – говорил артист.

Две музы
Когда я думаю о блестящей карьере Дмитрия Николаевич Журавлева, то неизменно вспоминаю двух замечательных женщин: его жену Валентину Павловну Журавлеву и его единственного режиссера Елизавету Яковлевну Эфрон.

Дмитрий Журавлев увидел Валентину Павловну в Вахтанговском театре, куда она пришла по какому-то делу. Черноглазая, с длинной черной косой и с матово-бледным цветом лица, Валентина произвела большое впечатление на молодого артиста. Они познакомились и начали встречаться. Так было положено начало замечательной семье Журавлевых.
После окончания консерватории по классу К.Н.Дорлиак Валентина работала на радио.

Несмотря на молодые амбиции, юная жена быстро поняла одаренность мужа и отказалась от певческой карьеры. Свою жизнь она посвятила семье и делам мужа. «Мама создала дома обстановку взаимной любви, понимания, преклонения перед папиным делом, - рассказывает Наталья Журавлева. – Она полностью отстранила папу от бытовых проблем, и он мог «витать» в облаках искусства. И так всю жизнь, с 1935 года, года женитьбы, до 1 июля 1991 года, когда папы не стало, – 56 лет семейного счастья!»

И Мария, и Наталья и сегодня убеждены, что мама во многом «сотворила» народного артиста Д.Н.Журавлева. Без ее вкуса, такта, мудрости, ее веры в талант, он был бы другим, и иными были бы его достижения.

Елизавета Яковлевна Эфрон – крупная, замечательная личность, преданный друг семьи. Она родилась и выросла в семье известных революционеров Елизаветы Петровны Дурново и Якова Константиновича Эфрона. Сергей Эфрон, ее родной брат, был мужем Марины Цветаевой.

Елизавета Яковлевна стала артисткой, режиссером, а когда из-за тяжелой болезни сердца, ей пришлось оставить театр, начала преподавать актерское мастерство и художественное слово. Прослушав программу первого афишного концерта Журавлева, Елизавета Яковлевна изложила ему свои «рабочие претензии». С этого началась их совместная работа.

«Нарисовалась» и кардинальная ее тема: как добиться различия «голосов» исполняемых авторов, чтоб «голос» Пушкина звучал отлично от «голоса» Чехова, а «голос» Тургенева – от «голоса» Толстого. И так изо дня в день, без жесткого «режиссерского плана», при полном отсутствии «режиссерского диктата». Шла глубокая, постоянная работа двух редкостно талантливых личностей, партнеров-единомышленников, товарищей в неутомимых  поисках. «Встреча с Елизаветой Яковлевной стала великим событием всей моей жизни», – говорил Дмитрий Николаевич.– Она не прощала промахов, не закрывала глаза на недостатки, за что я ей бесконечно благодарен».

Музыкальный подарок от Рихтера
Велика роль музыки в творческой жизни Д.Н.Журавлева. Любовь к музыке началась для артиста в ранней юности еще в родительском доме. А позже продолжилась в Москве. Несказанно повезло Диме Журавлеву: он слушал Собинова и Нежданову, Степанову и Обухову, Петрова и Козловского. Симфонические и сольные концерты, выступления великих музыкантов, особенно после знакомства с Валентиной Павловной, стали неотъемлемой частью его жизни. Валентина Павловна дружила с Ниной Львовной Дорлиак, женой Рихтера. И как особое счастье появился в жизни Журавлева Святослав Рихтер, его концерты, его домашние праздники, его искренняя дружба и письма от него со всех концов света. Иногда он получал от Рихтера «музыкальные подарки». Особенно ярко помнится мне один такой «подарок».

80-летний юбилей Дмитрия Николаевича отмечался в Государственном музее А.С.Пушкина. Были речи и концертные выступления. И вот на сцену из зала стремительно поднялся Рихтер. Он исполнил для Журавлева миниатюру «Вереск» Дебюсси. Игра была столь проникновенной, что юбиляр принял музыканта в объятия. А зрители буквально отбили ладони в аплодисментах. Не знаю смог ли бы  Журавлев так читать публике Тургенева, Пушкина, Блока, если бы не было в его жизни Святослава Рихтера и его музыки?
Так талант, великий труд и любовь к своему делу, к близким людям, своей публике, ко всему земному продлили жизнь замечательного человека и народного артиста на девяносто лет.


Галина СНИТКОВСКАЯ, искусствовед       Журнал «60 лет – не возраст»


 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.