Представители финансово-экономического блока правительства полагают, что средства накопительной части пенсии являются важным инвестиционным ресурсом для экономики, особенно в условиях затрудненного доступа к внешним финансовым рынкам, и настаивают на продолжении работы негосударственных пенсионных фондов.

Что касается состояния Пенсионного фонда России, то, по ожиданиям Минфина, он в 2016 году получит 3,05 трлн рублей в виде трансфертов, высвободившихся от «разморозки» накопительной части пенсий. Осенью 2014 года глава ПФР Антон Дроздов заявлял, что трансферты в бюджет Пенсионного фонда в 2015 году составят 2,7 трлн рублей с учетом сумм по обязательному пенсионному страхованию.

«Начиная со следующего года накопительная составляющая пенсии будет запускаться, — сказал министр финансов Антон Силуанов. — Будет создана система страхования накопительной части пенсии». Чиновник также сообщил, что в настоящее время совокупный размер пенсионных накоплений оценивается примерно в 350 млрд рублей. «На эту сумму будет увеличен по сравнению с текущим годом трансферт Пенсионному фонду в 2016 году», — заявил Силуанов.

Портал Банки.ру спросил у экономистов и участников финансового рынка, как они относятся к решению правительства о сохранении накопительной части пенсии и какие последствия оно будет иметь для экономики.

«В результате этого решения люди станут больше доверять государству»

Алексей Девятов, главный экономист «Уралсиб Кэпитал»:

— Я думаю, что с точки зрения долгосрочного экономического роста это правильное решение. Оно позволит изыскать значительные объемы длинных денег, которые можно будет инвестировать в разного рода проекты, включая инфраструктурные. Помогут эти деньги и Минфину, потому что часть пенсионных накоплений будет инвестирована в государственные ценные бумаги. Внутренние заимствования особенно пригодятся после 2016 года, когда Резервный фонд будет в значительной мере израсходован.

Я также думаю, что в результате этого решения люди станут больше доверять государству. Хотя, нужно признать, что наличие накопительной составляющей не гарантирует более высокую пенсию. Расчеты показывают, что при реальной доходности (за вычетом инфляции) накоплений в 2% годовых и постепенном сокращении трансферта Пенсионному фонду до 1% ВВП к 2030 году пенсии граждан, которые участвуют только в солидарной системе, будут на 5—15% выше пенсий тех, кто имеет накопительную составляющую. Однако если в будущем доходность пенсионных накоплений окажется высокой, то и пенсии будут выше, а значит, граждане будут охотнее сберегать на старость.

«Пенсионная «Санта-Барбара» и так уже подорвала доверие»

Антон Табах, директор по региональным рейтингам агентства «Рус-Рейтинг»:

— Это правильное решение, поскольку стабильность пенсионной системы является самостоятельной ценностью. А при текущей демографической ситуации без существенных пенсионных накоплений даже при повышении пенсионного возраста придется или снижать размер пенсии относительно зарплат, или повышать налоги.

Это решение хорошее и для финансовых рынков: государство и компании смогут дешевле занимать, и будет возможность делать это на более долгий срок. Пенсии — дело долгое. Поэтому многие эффекты от решений по данному вопросу будут видны на горизонтах, измеряемых годами и десятилетиями. Пенсионная «Санта-Барбара» и так уже подорвала доверие, поэтому сейчас вопрос о восстановлении доверия ключевой и для государства, и для негосударственных пенсионных фондов.

«Активная часть населения, безусловно, будет рада сохранению рыночных принципов в пенсионной системе»

Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК «Регион»:

— Решение оцениваю положительно, хотя, как обычно, важны нюансы. Пока заявлено только о принципиальном сохранении накопительного компонента, но это не исключает внесения изменений в принципы и подходы к его формированию. К сожалению, в последние несколько лет реформа НПФ привела к существенному увеличению доли кэптивных фондов. Таким образом, размер пенсионных накоплений, управляемых на реально рыночных принципах, являющихся настоящим источником длинных денег для экономики, существенно сократился. Поэтому эффект от сохранения обязательного накопительного компонента будет довольно ограниченным. Тем не менее увеличение объема длинных денег, безусловно, поддержит ожидаемое восстановление инвестиционной активности в экономике.

Что касается будущих пенсионеров, активная часть населения, безусловно, будет рада сохранению рыночных принципов в пенсионной системе. При этом нужно понимать, что НПФ являются одним из элементов сложной системы формирования накоплений наряду с банками, страховыми компаниями, индивидуальными инвестиционными счетами и иными видами инвестирования. Доверие к тому или иному инструменту формируется на основании результатов управления, которые слабо связаны с самим фактом сохранения или отказа от обязательного накопительного компонента. В настоящий момент склонность населения к сбережению значительно снизилась в связи с сокращением реальных располагаемых доходов, и решение по пенсионным накоплениям вряд ли ее повысит.

«Других длинных денег в стране нет»

Галина Морозова, генеральный директор НПФ Сбербанка:

— Я считаю, что это было абсолютно правильное решение. С самого начала было очевидно, что оно правильное, так как других длинных денег в стране нет, а инвестиции нужны для поддержания экономики, банковского сектора, производства. Поскольку сохраняется действующая пенсионная система, с точки зрения граждан это тоже повышает доверие, так как правила игры не меняются. Население сможет планировать свою жизнь в долгосрочной перспективе.

«У меня есть тревога по поводу того, что это решение не окончательное»

Игорь Николаев, директор института стратегического анализа ФБК:

— Это, безусловно, правильное решение как с точки зрения восстановления доверия в экономике, так и с точки зрения активизации инвестиций. Благодаря этому решению какие-то средства в экономику пойдут. Другое дело, у меня есть тревога по поводу того, что это решение не окончательное. Я думаю, что правительство приняло его исходя из того, что в 2016 году кризис закончится. Поэтому государство решило расстаться с дополнительными деньгами. Однако я боюсь, что риски ликвидации пенсионной накопительной компоненты остаются, и они будут возрастать. Решение правительства хорошее, но гарантий, что оно не будет пересмотрено года через два, нет.

«Не совсем правильно, что это решение принималось так долго»

Михаил Матовников, главный аналитик ОАО «Сбербанк России»:

— Решение хорошее, на него все надеялись, хорошо, что правительство выбрало правильный вариант. Это те деньги, без которых финансовому рынку последние два года было плохо. Именно их отсутствием объясняется кризис на рынке рублевых облигаций и зияющая пустота на рынке инвестирования. Это вообще последний источник длинных денег в экономике, после того как внешние инвестиции стали менее доступны. Не совсем правильно, что это решение принималось так долго и несло некую нервозность, в том числе в головы будущих пенсионеров, у которых доверие больше всего пострадало.

Вообще, доверие несколько снизилось. Первоначальное изъятие пенсионных денег из бюджета было сомнительным. Да, так или иначе, эти деньги в бюджет попадали, только через рынок ОФЗ. Получается, единственное, что могло сэкономить правительство, — это ставки по ОФЗ. А учитывая, что ставки на тот момент были невелики, 5—6%, то ради этой суммы волновать всю систему было не самым взвешенным решением. Другое дело, что правительство не хотело направлять эти деньги в сомнительные пенсионные фонды, и в первый год пауза была вынужденной. Но когда она затянулась на второй год, это уже совершенно другой разговор.

«Люди должны сами думать о своем будущем, а не надеяться каждый раз на государство»

Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Альфа-Капитал»:

— Решение правильное, так как пенсионные накопления увеличивают норму сбережения в экономике, показатель, который сейчас низкий. Кроме того, пенсионные накопления — это еще и воспитательная функция. Люди должны сами думать о своем будущем, а не надеяться каждый раз на государство.

Это позитивно для экономики, так как эти деньги создают спрос на финансовые инструменты, увеличивают объем рынка капитала, на котором компании и государство могут привлекать средства для финансирования как текущей деятельности, так и инвестиций. Понятно, что роль этих денег в экономике сейчас не слишком велика, но по мере роста накоплений пенсионные деньги могут стать одним из важных источников финансирования инвестиций. Правда, для этого необходимо изменение как перечня активов, в которые могут быть инвестированы пенсионные средства, так и принципов оценки результатов инвестирования.

«Это позволяет сделать пенсионную систему в будущем устойчивой»

Максим Петроневич, заместитель начальника центра экономического прогнозирования Газпромбанка:

— Решение сохранить накопительную часть формирования пенсии абсолютно правильное. Во-первых, это решение является системным и позволяет сделать пенсионную систему в будущем устойчивой, сняв с государства большую часть пенсионной нагрузки. В ведении государства в перспективе останутся только специальные социальные виды пособий, а пенсия большинства граждан будет формироваться исходя из объема произведенных ими отчислений и принятых решений. Солидарная система чувствительна к снижению доходов государства и изменению демографической нагрузки.

Во-вторых, накопленная накопительная часть пенсии выражена в рублях, что позволяет вести планирование своих пенсионных доходов в лучшей степени, чем пенсия, основанная на ежегодном пересмотре стоимости пенсионных баллов. Накопительная часть пенсии уже сейчас в некоторых случаях является наследуемой, обсуждается вопрос о закреплении накопительной части пенсии собственностью граждан. Этот элемент собственности и денежная, а не балльная оценка накопленной пенсии, стимулируют граждан более ответственно относиться к вопросу управления и накопления этого капитала.

В-третьих, эти отчисления (по оценкам, порядка 340 млрд рублей ежегодно) формируют ресурс для инвестирования в долгосрочные проекты и, что также немаловажно, в государственные ценные бумаги. Несмотря на тот факт, что этот объем ресурсов явно недостаточен для финансирования всех долгосрочных проектов, его может быть достаточно для формирования рыночного ценообразования подобных бумаг. Однако наличие рыночной цены и самого рынка может впоследствии подтянуть более серьезных игроков, ресурсы которых способны удовлетворить потребность экономики в длинных деньгах.

«Нужно отсутствие дальнейших мораториев и заморозок»

Антон Граборов, директор по обслуживанию клиентов «БКС Премьер»:

— Данное решение, безусловно, правильное. Накопительная пенсионная система во многих странах является важнейшим инструментом, с одной стороны, обеспечения нормального уровня жизни пенсионеров, а с другой — привлечения длинных денег в экономику. Это решение может обеспечить приток длинных денег, которые в условиях ограничений на внешних рынках капитала крайне необходимы нашей экономике. Но одного этого решения недостаточно, должны быть разработаны механизмы, которые действительно обеспечат приток пенсионных денег в реальную экономику, а также достаточную надежность таких инвестиций.

В настоящий момент уровень доверия населения к накопительной пенсионной системе довольно низок. Для того чтобы оно появилось, необходим целый комплекс мер: во-первых, нужна стабильность правил игры, отсутствие дальнейших мораториев и заморозок. Во-вторых, необходима большая совместная работа государства и участников рынка по повышению финансовой грамотности населения, разъяснению, как работает накопительная система и в чем ее плюсы. В-третьих, необходима эффективная система контроля участников рынка пенсионных накоплений для исключения случаев злоупотреблений. И, наконец, очень важно помимо обязательных пенсионных накоплений развивать и стимулировать систему добровольных накоплений, в том числе за счет предоставления налоговых льгот.

«С пенсионной системой столько мудрили, что население уже не понимает, что оно в итоге получит в виде пенсии»

Василий Солодков, директор банковского института НИУ ВШЭ:

— Это никак не повлияет на экономику. С пенсионной системой столько мудрили, что население уже не понимает, что оно в итоге получит в виде пенсии. Когда у нас раз в год принимается решение о реформировании пенсионной системы, людям остается рассчитывать на самих себя, а не на какие-то непонятные баллы, которые неизвестно сколько будут стоить к моменту начисления пенсии.

Юлия ТИТОВА