Rambler's Top100



Занимательная физиология.

Занимательная физиология.

Гликоген. В книгах пишут: - «Гликоген – основной запасной углевод животных и человека, образуется в печени и мышцах из сахара, приносимого кровью». Можно сказать иначе - человек потребляет пищу, в которую, кроме прочих веществ, входит сахар (глюкоза). Это - топливо для электростанций, работающих в клетках.

После еды, в процессе пищеварения, глюкоза из пищи переходит в кровь, с кровью эта глюкоза доставляется ко всем внутренним органам. Но основная часть глюкозы доставляется в печень и в мышцы, а там излишки глюкозы превращаются в гликоген. Специалисты в этом случае говорят - гликоген синтезировался. Этот гликоген складируется в печени и мышцах и ждет своего часа. Это – как запасы топлива на электростанции.

Для человека важно постоянство содержания сахара в крови. Это постоянство регулирует печень. Когда организм подвергается физическим нагрузкам, сахар, находящегося в крови, быстро сжигается, и печень превращает свой запас гликогена обратно в сахар, который уносится с кровью и сжигается в мышцах. Специалистиы в этом случае говорят - гликоген мобилизован. Нагрузки снизились, и печень опять превращает избыток доставленного кровью сахара в гликоген. Гликоген опять синтезировался.

Все устроено очень просто и работает эффективно. Если человек регулярно нагружается физически, если он правильно питается, то вся система работает автоматически, топливо поступает, сжигается, синтезируется, временно складируется, когда надо, оно мобилизуется, прибывает к топкам и там сжигается, система промывается, шлаки уносятся, и т. д. Так все работает в здоровом организме. До тех пор, пока человек не станет регулировать работу системы. Ведь, люди, в массе своей, ну, не очень умны, они все время вмешиваются в работу системы питания и стараются улучшить ее работу. А эта самодеятельность кончается плохо.

Все знают, что комп надо подключить к электросети, без электроэнергии комп работать не будет. А вот организм, якобы, может работать и без энергии. Люди начинают голодать, садятся на диеты, превращаются в гиподинамиков, снабжение организма топливом нарушается, система не промывается, засоряется мусором. Так работает система в больном организме. Это – как ремонтировать комп зубилом, а потом залить его супом. Будет он работать? Вот, и система питания организма перестает работать в подобных случаях.

Мозг особенно чувствителен к уровню сахара в крови. Там, в мозгу, своих запасов гликогена нет, топливных складов там не предусмотрено, снабжение мозга топливом происходит, как говорят снабженцы, «с колес»; что доставлено с кровью, то сразу и бросается в топку. А у гиподинамика кровь в мозг вообще не поступает, потому что сосуды, как я уже писал, суженны в соответствии с законом об экономии энергии; а у голодающего кровь приходит в мозг пустая, поэтому нарушается закон энергетического равновесия, поэтому начинается болезнь Альцгеймера и прочие подобные приятности. Без поступления крови мозг живет только пять минут.

А там, в животе, работа печени нарушается по тем же причинам, поэтому начинаются диабеты – почечный, сахарный, несахарный, диабет 1-го типа, диабет 2-го типа. Ну, там выбор богатый, на любой вкус диабет найдется. Только... Оно вам надо?

Лет 50 назад издавалась серия книг: «Занимательная физика», «Занимательная химия»... Я составляю книгу, которую можно назвать «Занимательная физиология». В ней я пытаюсь рассказать своим читателям о тех интересных процессах, которые происходят там, внутри, в нашем организме. Понять это простому читателю нелегко, потому, что все это происходит скрытно, это не увидишь, не пощупаешь. А когда нащупаешь, то уже и поздно что-либо читать или делать. Читать и думать надо до того.

Специалисты это знают лучше меня, но не все и не всегда понимают, что от чего происходит, где причина, где симптом, а где следствие. Врачи пытаются лечить, а меня интересует профилактика. Знать, это вовсе не значит – правильно мыслить. Ниже мы рассмотрим несколько конкретных примеров. Чтобы понять. Практика – критерий истины.

Законы занимательной физиологии. Я понял, что наш организм живет в соответствии с двумя основными физиологическими законами. Я их назвал так: 1. Закон об экономии энергии. 2. Закон энергетического равновесия. А все болезни происходят от нарушения одного из этих двух законов. Рассмотрим действие этих законов на примерах из жизни, ну и, конечно, из смерти. «Две верных подруги – любовь и разлука - не ходят одна без другой».

Гиподинамический инфаркт\инсульт. Вообще-то, об инфарктах надо писать во множественном числе. Потому, что инфаркты бывают разных типов. Так сказать, имеют разное «социальное происхождение» и разное «социальное положение». Казалось бы, ну что там их делить? Инфаркт, он и в Африке инфаркт. Почти весь тот миллион россиян, которые умирают ежегодно в расцвете лет от инфарктов, они мрут от самого распространенного инфаркта, который, в свою очередь, происходит от гиподинамии. Отсюда и название - инфаркт гиподинамический. А гиподинамические инфаркты тоже бывают разных видов.

Белый инфаркт. Это - элементарно просто. У гиподинамика, согласно закону об экономии энергии, сужаются кровеносные сосуды, слабенькое сердчишко не может протолкнуть кровь по суженным сосудам к сердечной мышце, ну, сердце и умирает от голода, то есть, от гиподинамиченского инфаркта. Такой инфаркт специалисты называют белым. А если кровь по той же причине не поступила в мозг, то гиподинамик умрет от инсульта, то есть, от голодания мозга. Такой инсульт называт ишемическим. Белый инфаркт и ишемический инсульт – близнецы-братья. У них одна мама – голодуха, и одна бабушка - гиподинамия.

Красный инфаркт. Красный инфаркт – он тоже гиподинамический. Когда сердце, чтобы, все-таки, протолкнуть кровь к мозгу и к сердечной мышце, работает более интенсивно, то АД повышается, тоненькие сосуды сердечной мышцы не выдерживают такого высокого давления и лопаются, кровь не поступает куда надо, а выливается сквозь дыры в сосудах, и гиподинамик умирает. На похоронвах будут говорить – разрыв сердца; а в газетах напишут так: - «Он до последнего вздоха боролся за счастье народа (за прогресс в науке, и т. д.), но его пылкое сердце не выдержало такой трудной борьбы и...». Но, мы-то знаем, что умер он от гиподинамии, а точнее – от глупости и лени. Надо называть вещи своими именами, тогда все будет всем понятно.

Если сосуды лопнут не в сердечной мышце, а в мозгу, то гиподинамик умрет от геморрагического инсульта. Красный инфаркт и геморрагический инсульт – близкие родственники, единоутробные братья. У них одна мама – гиподинамия. Если повезет, то гиподинамик останется жить еще какое-то время, но только - парализованным.

Вообще-то, гиподинамия – очень плодовитая и многодетная мама. От нее родились все те тридцать тысяч болезней, которыми болеют люди. Врачи лечат все эти тысячи болезней поодиночке, работы много, поэтому и не успевают. Только я один предлагаю ликвидировать гиподинамию – маму этих прелестных деток. А ликвидировать гиподинамию можно только физическими тренировками. Вот, много лет пытаюсь вдолбить, но безуспешно. Видимо, болеть выгодно и приятно. Конечно, надо болеть, а то бесплатным медобслуживанием не воспользуемся – пропадут деньги.

Инсульт\инфаркт по-Брэггу. Назван так по имени Поля Брэгга. Потому, что эти удовольствия наступают в результате «лечебного голодания» по-Брэггу. Там тоже все просто – адепты диет, голоданий и натурпитания сокращают количество съедаемой пищи до минимума, ну, сердце или мозг и умират от голода, то есть, от белого инфаркта или ишемического инсульта. Заметьте – опять смерть от голода.

Единственное утешение в этом случае - гиподинамику не грозит смерть от красного инфаркта и геморрагического инсульта. И паралич ему теперь не грозит. Тоже неплохо! Но умрет он от белого инфаркта или ишемического инсульта. Это – с гарантией. Был у меня друг – старший механик В. К. Мы вместе бегали по палубе, потом он увлекся не бегом, а Брэггом, стал голодать и умер в 40 лет от ишемического инсульта. Умер он в психушке, потому, что голодный мозг перед смертью отказался работать, В. К. свихнулся и его забрали в психушку, там стали кормить принудительно, но было поздно.

Такой способ самоубийства чаще всего выбирают себе топ-модели, ну, это те девушки, которые очень хотят быть красивыми. В годы моей молодости о таких говорили: - «Доска и два соска». Сейчас, правда, другие критерии женской красоты. Кстати, в книге о Брэгге большинство фактов - вранье. Умер он не в 95 лет, под океанской волной, а в 81 год, и от болезни. Издана эта книга в качестве коммерческой рекламы. Многие поверили, и стали массово голодать, правда, в те годы, в СССР, и есть-то было нечего. Все это есть в сети, но не будем отвлекаться. От таких инфактов\инсультов умирали и зэки в Гулаге. Они трудились много, их гиподинамиками не назовешь, но их не кормили, они умирали от голода сердечной мышцы или мозга.

Инфаркт «Загнанная лошадь». Вот, смотрите, верховая лошадь, прекрасно тренированная, откормленная, вся лоснится... «Кони сытые бьют копытами!». Ее гиподинамиком не назовешь, она по-Брэггу не голодает. А вот, оседлали ее, проскакали во весь опор много километров, ну, она и пала. Другими словами – умерла от инфаркта\инсульта. Вот, люди мрут от собственного невежества и лени. А эта несчастная лошадь тоже умерла от невежества человека, то есть, от невежества своего наездника. Сдуру можно и лошадь... загнать до смерти. А что, все-таки, там произошло, в организме лошади?

А там все тоже очень просто. Я вам уже писал о гликогене. Это – топливо, складированное в организме. У такой прекрасной лошади система питания работала прекрасно. И при этой последней скачке система тоже работала прекрасно. Но скачка продолжалась слишком долго, весь гликоген со склада был израсходован, кровь поступала без сахара, поскольку лошадь не кормили в процессе скачки, и эта лошадь тоже умерла от голода сердечной мышцы или мозга. Нарушился закон энергетического равновесия – поступление энергии уменьшилось, а выполняемая работа осталась на прежнем уровне, что и привело к смерти.

Лошадь эта могла бы и не пасть. Запасы топлива в ее организме еще имелись. Но это топливо было складировано в виде жиров. До скачки лошадь была упитанной, жирной. Но жиры превращаются в сахар слишком медленно, сахар из жиров, конечно, поступал в кровь, но в небольших количествах, которые никак не могли возместить огромные потери энергии во время бещеной скачки. Поэтому лошадь и пала. По причине глупости наездника и по привычке лошади безотказно, до конца, подчиняться требованиям человека. Она могла уцелеть только в случае, если бы ее покормили, или, если бы снизили скорость скачки.

Совсем иначе устроен верблюд. Он выходит в путь с горбами, полными топлива (жира), и может шагать по пустыне неделями, без воды и еды. При ходьбе жир превращается и в сахар и в воду. Но только, ходьба должна быть медленной, чтобы жир успевал превратиться в сахар, чтобы в течение всего долгого перехода всегда соблюдался закон энергетического равновесия. Сколько джоулей работы выполнено, столько и должно поступить энергии (сахара) от расщепления жиров. А заставить верблюда бежать как лошадь – он только плюнет в морду хозяина. Вот, лошадь плевать не умеет, потому и гибнет. Правда, были верблюды боевые, которые могли и бежать, но только недолго, до тех пор, пока кончится гликоген, складированный в его печени еще до бега.

Дорогие читатели, это звучит неправдоподобно, но я, клянусь, сам читал в 70-е, в советском журнале, что в 30-е годы в Среднюю Азию из Москвы командировали ученых, они там закупали верблюдов и резали их, чтобы выяснить, где у них расположены запасы воды. Вероятно, это делалось по приказу Лысенко, или Лепешинской, или Величайшего Ученого всех времен и народов. Такие вот, ученые!

Академик Амосов Н. М. Я его уважаю и считаю себя его учеником. Но, истина дороже! Амосов тоже умер от нарушения закона энергетического равновесия. Амосов много тренировался, но ограничивал себя в пище. Уж очень ему хотелось успешно завершить эксперимент по увеличению продолжительности жизни. Итак, академик много тренировался, но мало ел. Он называл это – режим нагрузок и ограничений. Он нарушил закон энергетического равновесия и умер в 89 лет, не завершив свой эксперимент.

Думаю, россияне перестали бегать, в немалой степени еще и потому, что так все произошло с Амосовым. Дорогие читатели, не выбрасывайте ребенка вместе с водой. Есть злаки и есть плевелы. У Амосова я учился, но его режим я принял только наполовину. Я успешно работаю в режиме серьезных физических нагрузок и адекватного питания. Чтобы, как у верблюда, всегда соблюдался закон энергетического равовесия. Учиться надо, все-таки, на чужих ошибках.

Питание «с колес». Есть люди, которые тренируются в зоне запредельных нагрузок. Один из них – сэр Ранульф Файнс. О нем я опубликовал на сайте большой очерк под названием «Аристократ». Советую прочесть. Сэр Ранульф в 2003-м пробежал семь марафонов за семь последовательных дней. То есть, в течение одной недели семь марафонов. И это – в возрасте 59 лет! Среди марафонщиков есть железное правило – между двумя марафонами должно пройти не менее трех недель. Для отдыха, для восстановления...

Сэр Ранульф совершил много спортивных подвигов за пределами выносливости человека. Кстати, сейчас я прочел последние новости: последняя экспедиция сэра Ранульфа не увенчалась успехом. Он планировал вдвоем с другом пересечь Антарктику зимой на лыжах, с заходом на Южный Полюс. Увы, в этот раз стихия оказалась сильнее. Там морозы в 70 градусов, ураганные ветры, сэр Ранульф потерял перчатку, обморозился, и группа была спасена с помощью гусеничных вездеходов. Сэр Ранульф в понедельник, 09.09.2013 вернулся в Великобританию. Сейчас он восстанавливает здоровье и готовится к повторной попытке. Ему сейчас только 69 лет. Пожелаем ему успеха и будем у него учиться, как надо жить.

В этих областях ставит рекорды и моя землячка, калининградка Ирина Реутович. Она – рекордсменка в беге на сверхдлинные дистанции. Есть такие соревнования – суточный бег. Так вот, абсолютный чемпион в суточном беге показал результат 303.65 км за сутки. Специалисты говорят, что этот рекорд не будет побит многие десятилетия. Лучший результат Ирины Реутович «всего лишь» 242.624 км за сутки.

Вот смотрите, лошадь пала от чрезмерных нагрузок, а человек жив - здоров. Почему? А все дело в правильном питании. Естественно, мы понимаем, что никаких запасов гликогена на складе в печени недостаточно, чиобы восполнить энергетические затраты при таких длительных забегах. Жиры превращаются в топливо очень медленно, и могут кормить долго, но только при ходьбе шагом. Как у верблюда. На Ирине Реутович жиров не замечено. А вот, извне, от сопровождающих, она получает пищу, которая и служит топливом при ее длительных забегах. Там, как я понимаю, составляются какие-то энергетические коктейли, основной компонент в которых - глюкоза и т. п. Но это, уже, высший пилотаж, такой коктейль – произведение искусства. Я об этом мало что знаю. Рецепт такого коктейля, вероятно, считается государственным секретом.

Бегом, к инфаркту. Вообще-то, в организме предусмотрены и работают некоторые системы, которые предохраняют от инфаркта на беговой дорожке. Марафонщики знают это и называют это состояние – «забить ноги». Я сам испытал это один раз в жизни, когда во время тренировочного перехода из Одессы в Белгород-Днестровский дошел до Затоки (Каролино-Бугаз, 66 км от Одесского почтамта)), и вдруг там, на мосту, мои икроножные мышцы одеревенели, и я не смог больше ступить ни шагу. Отдохнув, с большим трудом, стиснув зубы, прошел с полкилометра вперед, до автобусной остановки.

Что же произошло с моими ногами? Просто, мои икроножные мышцы тогда были натренированы меньше, чем сердечная мышца. Вот и наступил их спазм, если можно так сказать – ишемия икроножных мышц. Думаю, это так сработало некое предохранительное приспособление в организме. А иногда это приспособление не срабатывает, ну, допустим, когда начинающий бегун имеет силу воли и тренированность скелетных мышц намного больше, чем тренированность сердечной мышцы, тогда во время тренировки, и может случиться инфаркт сердечной мышцы.

Такие случаи известны уже лет 50, и народ с удовольствием называл такие случаи «Бегом к инфаркту». Людям не хотелось бегать и каждый такой трагический случай подтверждал им их правоту и доставлял удовольствие. Мелочь, но приятно.

И, наконец, можно сделать вывод: выносливость и долголетие человека теоретически беспредельны. На практике, однако, все зависит от состава того самого энергетического коктейля, и от правильного режима нагрузок и отдыха. Мы можем тренироваться и питаться правильно, или не очень правильно. Но самое неправильное – не тренироваться вообще. Гиподинамия – скорая и гарантированная смерть. Да, я знаю, что почти никто и не тренируется для здоровья. Поэтому и мрут в 50 – 60. Ну, а мои читатели, естественно, будут тренироваться, а мне остается только пожелать им всяческих успехов в этом деле.

 18.09.13    Николай ТКАЧЕНКО

------------------

От редакции:    Н.А.Ткаченко - капитан. В настоящее время его судно находится в Джорджтауне (Южная Америка), откуда мы и получили эту корреспонденцию.

.

Комментарии к статье
  • Прочитала статью, получила кучу позитива и полезной информации. Полностью разделяют Вашу точку зрения. Считаю, что острый ум и юмор присущи здоровым и энергичным людям, т.е. Вам. Спасибо.
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru