Rambler's Top100



Демографическое старение и возможности экономической модернизации России

Демографическое старение и возможности экономической модернизации России

Зарубежные и отечественные прогнозы экономического и социального развития показывают, что главной составляющей успеха является численность и качество населения различных стран мира.

В конечном счете именно эти факторы определяют конкурентоспособность в современном мире. В России снижается численность населения. Это связано с периодом длительной депопуляции, охватившей нашу страну с начала 90-х годов прошлого столетия и продолжающейся сейчас.

Оба фактора воспроизводства населения – рождаемость и смертность – детерминируют сокращение численности населения. По рождаемости мы европейская страна: наши показатели рождаемости среди европейских стран наиболее низкие, а по продолжительности жизни – азиатская. Среди стран Азии Россия по продолжительности жизни входит в худшую треть. А этот процесс таков, что к середине настоящего столетия численность населения может оказаться меньше 100 млн. человек, из которых более 37% будут старше 60 лет.

Демографический процесс старения населения России в отличие от экономически развитых стран мира характеризуется следующими особенностями:

– короткими сроками и ухудшающейся в 1990-е гг. динамикой ожидаемой продолжительности жизни населения, которая при рождении для обоих полов сократилась;

– сверхсмертностью населения, в том числе в старших возрастах;

– высоким уровнем демографической гендерной асимметрии, связанным со значительным и постоянно увеличивающимся разрывом ожидаемой продолжительности жизни полов, который происходит на фоне сокращения дожития как для мужчин, так и для женщин;

– более низкими показателями ожидаемой продолжительности здоровой жизни в возрасте 65 лет и старше.

В демографическом плане для России важны три проблемы: 1) преодоление депопуляции (т. е. сокращения численности); 2) увеличение жизненного потенциала (т. е. продолжительности жизни и снижение рисков умереть в трудоспособном возрасте); 3) улучшение качества народонаселения.

В 2006 г. отмечено снижение смертности населения. Показатель ожидаемой продолжительности жизни мужчин впервые c 1999 г. превысил пенсионный возраст, увеличившись на 1,5 года (с 58,87 года в 2005 г. до 60,37 года в 2006 г.). У женщин улучшение не столь значительно – на 0,8 года (с 72,4 года в 2005 г. до 73,23 года в 2006 г.). Число лиц рабочих возрастов на начало 2007 г. сократилось по сравнению с 2006 г. на 176 тыс. человек, и этот процесс будет нарастать. В 2007 г. достигшие пенсионного рубежа и старше составили более 29 млн. человек. В когортах 60 лет и старше – больше 24 млн. человек, среди них почти половина 70-летних и старше.

По прогнозам Росстата, к 2016 г. старшее поколение в целом по России составит 33,4 млн. человек (24,8%) в возрасте старше трудоспособного, что на 4,3 млн. человек больше, чем в 2006 г. К 2025 г. пожилых и старых людей будет более четверти в общей численности населения России. Средний возраст россиян к середине XXI в. составит 50 лет и увеличится по сравнению с 2000 г. на 13,2 года. При сохранении современной социальной политики, в первую очередь в области распределительных отношений, структура населения и демографическая динамика дают возможность сделать вывод о том, что старение населения станет необратимой тенденцией.

Последствия старения населения, носящие глобальный и долговременный характер, порождают острые проблемы для всех стран и одновременно открывают огромные возможности. Опираясь на результаты ряда зарубежных исследований, ученые отмечают, что в будущем старые люди будут обладать более высокой профессиональной и образовательной подготовкой, станут, скорее всего, более здоровыми людьми, чем предыдущие поколения.

 Уже сейчас в странах Западной Европы наблюдается такой феномен, как «молодые старики». Суть его заключается в том, что людей, достигших возраста 65 лет, который до последнего времени официально считался началом старости, ни внешне, ни по каким-либо иным критериям, в том числе по состоянию здоровья, нельзя отнести к числу стариков.Возрастной слой «молодых стариков» в большинстве развитых стран начал формироваться в 1940–60-е гг.

В нашей стране определенная доля старших возрастных когорт сохраняет ресурсный потенциал, в том числе здоровье, высокий уровень образования, значительный интеллект, потребность продолжать трудовую деятельность, участвовать в общественных делах. Это группа невелика, что связано в первую очередь с плохим состоянием здоровья как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях.

Главный индикатор, характеризующий здоровье населения, – это ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, которая, как отмечено выше, в России крайне низка. Вместе с тем среди незанятых в общественном производстве более 20% мужчин и 19% женщин в возрасте 60 лет и старше сохраняют ресурсный потенциал; среди занятых в экономике таких вдвое больше.

«Молодые старики», или представители «третьего возраста», – это существенный фактор развития страны, в том числе и потому, что они мотивированы на продолжение профессиональной занятости. При сравнении регионального ВРП на душу населения и доли пожилых в численности населения региона не подтверждается предположение о том, что наименее продуктивными являются регионы с большим количеством пожилых людей.

Наиболее «старый» в демографическом смысле Центральный федеральный округ в 2002–2004 гг. входил в первую тройку по размеру ВРП на душу населения, занимая второе место после Уральского федерального округа. По объему ВРП в 2002 г. Центральный федеральный округ являлся бесспорным лидером, и большее число пожилых работало именно в этом федеральном округе – более миллиона человек. Доля занятых в возрасте старше трудоспособного здесь составила 6,34%, а по стране – 5,2% от общей численности работающих.

В обществе существует мнение, что работающие старики – люди низкой квалификации. Это не так. По статистике, среди занятых в возрасте 60 лет и старше пожилых специалистов высшей квалификации и руководителей по численности почти на треть больше, чем занятых неквалифицированным трудом.

В 2001 г. первые составляли более 22,6%, вторые – 15,7%. В 2004 г. доля высококвалифицированных специалистов и руководителей от числа работающих пожилых превысила 30%. Наибольшее число пенсионеров – 472 тыс. (18,3%) – трудится на обрабатывающих предприятиях. На втором месте работающие в сфере образования, а также сельского, охотничье-промыслового и лесного хозяйств – по 15,2%. На третьем – занятые в здравоохранении и социальном обслуживании – 10,2%. Необходимо отметить, что пожилые специалисты, как правило, не конкурируют с молодежью. При росте сферы услуг они могут более активно включаться в рынок труда, например в таком его сегменте, как уход, оказание помощи ровесникам, нуждающимся в этом, а также более интенсивно работать с молодежью.

Четко прослеживается связь занятости и уровня образования пожилых людей. В стране в 2002 г. работал каждый десятый в данной возрастной группе. Почти каждый второй (46,7%) пожилой специалист с послевузовским образованием работает. Среди имеющих высшее образование работает каждый третий (29,2%), со средним специальным образованием – каждый пятый (16,5%). Меньше заняты в экономике лица с начальным профессиональным образованием – работает лишь каждый десятый (9,7%). Тенденция такова: чем выше уровень образования человека, тем больше вероятность, что он продолжит профессиональное занятие в пенсионном возрасте.

Сегодня в условиях интенсивного развития информационных и телекоммуникационных технологий, становления принципиально новых областей науки, связанных с нано- и биотехнологиями, роль знания и качества профессиональной квалификации существенно возросли. В условиях рыночной конкуренции все более тесная связь наблюдается между материальным обеспечением работника, семьи и качеством его профессионально-квалификационной подготовки, его умений и навыков.

Однако доступ к профессиональному образованию как системе социальной инфраструктуры для российского населения, особенно старших возрастных когорт, пока практически закрыт. Это ограничивает права и возможности граждан. Наиболее тяжелым следствием социально-экономических трансформаций стала поляризация в уровне материальной обеспеченности населения и в степени образовательного потенциала.

Появилось два полюса, на одном из которых сосредоточен слой, получающий качественные услуги интеллектуальной подготовки, имеющий доступ к постоянному повышению квалификации. Среди этой части россиян использование жизненной стратегии «образование через всю жизнь» зависит лишь от личной мотивации.

 На другом полюсе сосредоточены маргиналы, не имеющие даже общего среднего образования. А между ними – те массовые группы населения, которые желают приобретать новые знания и навыки, но не имеют на это финансовых средств. Конечно, работу по удовлетворению спроса на знания, в том числе и со стороны старшего поколения, выполняют организации гражданского общества. Однако пока не сложился действенный механизм включения широких слоев российского населения в систему «образования через всю жизнь».

Вместе с тем мы имеем пример «новой» Европы, в которой непрерывное образование объявлено приоритетной целью развития. В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза определены две главные цели – это «активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния Европы в целом.

Однако и успех на рынке труда, и участие в общественных процессах требует определенных умений и навыков и доступа к современным знаниям. Именно на это должны быть нацелены сегодня и усилия государств-членов ЕС, и действия местных организаций – социальных партнеров, и стремления каждого отдельного человека».

Неравенство в доступе к услугам образования, а также депривация общих и профессиональных знаний имеют серьезные негативные последствия как для каждого человека, так и для общества в целом. Значительный разрыв в уроне образования разных слоев населения не способствует социальной сплоченности общества, влияет на качество человеческого капитала и качество населения, уменьшает конкурентоспособность работника, влияет на уровень оплаты труда и безработицы.

Образование как социальный институт имеет две ипостаси: во-первых, выступает как ценность, определяющая развитие личности, во-вторых, реализуется как компонент человеческого капитала. В условиях старения населения значимым является на только приобретение образования молодежными когортами, что в настоящее время реализуется не в полном объеме, но и непрерывное образование в течение жизни людей всех возрастов.

Для этого необходима трансформация социальных институтов. В условиях демографического старения особо значимым становится возможность приобретать образование непрерывно в течение всей жизни. Иными словами, различные типы образовательных учреждений, начиная с университетов, могут быть переориентированы на образование не только молодежи, но и других возрастных когорт, в том числе пожилых людей.

Какие условия для этого необходимы? Во-первых, осознание, что люди всех возрастов представляют общественную ценность. Это особенно важно в отношении старшего поколения. С экономической точки зрения пожилые люди, с одной стороны, уже внесли вклад в экономическое развитие своей страны, а с другой, при условии сохранения и поддержания их потенциала, они могут оставаться участниками социально-экономических процессов модернизации страны при учете их мотивации. Необходимо, используя европейский опыт в области непрерывного образования, выработать национальную стратегию образования «через всю жизнь», элементы которой только начинают складываться.

Валентина ДОБРОХЛЕБ, доктор экономических наук,

 Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru