Rambler's Top100



Ленинский проспект: мнения экспертов и протест жителей

Ленинский проспект: мнения экспертов и протест жителей

Вокруг спорного проекта реконструкции Ленинского проспекта не утихают страсти. Жители и муниципальные депутаты выходят на митинги, власти Москвы говорят, что реконструкция состоится, несмотря на протесты, а тем временем все больше экспертов уже не только из России критикуют градостроительные планы.

В начале недели появилось сообщение о том, что фонд «Городские проекты», созданный блоггером Ильей Варламовым и муниципальным депутатом Максимом Кацом, привлек для оценки проекта реконструкции Ленинского проспекта специалистов с мировыми именами. Ими оказались: академик Вукан Р. Вучик (США), профессор Жан-Клод Зив (Франция) и магистр наук Тур К. Хотвайт (Норвегия). «Полит.ру» удалось ознакомиться с отчетом, подготовленным по результатам работы урбанистов.

Что говорят эксперты

В отчете даны общие рекомендации по развитию транспортной системы Москвы, а также проанализированы два конкретных градостроительных проекта: реконструкция Ленинского проспекта и Северо-Западной хорды. В случае с Ленинским проспектом есть две проблемы: Гагаринская площадь и выезд со МКАДа. На данный момент это два самых загруженных участка. И предлагаемый проект никак не решает  проблему пробок на них. Получается, что едет ли автомобилист в центр или из центра, он все так же будет стоять в пробках на этих местах, пропускная способность между участками не так важна. Более того, в случае, если она будет увеличена, пробки могут стать только длиннее.

Жители проспекта безусловно негативные последствия от нового варианта дороги ощутят в полной мере. «В крайне важном вопросе определения баланса качества жизни на Ленинском проспекте и фривея с максимальной пропускной способностью, который привлечет дополнительный транспортный поток в этот коридор, проект полностью пренебрегает интересами прилегающей к проспекту местности и ее жителей в пользу автомобилистов, многие из которых не принесут проспекту никакой пользы, а лишь приведут к возникновению проблем. Снижение качества жизни вдоль Ленинского проспекта снизит удобство всего города для жизни», – говорится в отчете.

Его авторы отмечают, что в случае реализации реконструкции Ленинского проспекта, десятки тысяч людей почувствуют на себе проблемы, связанные повышением уровня загрязнения и шума на территории их проживания.

Плакаты на митинге

Урбанисты отмечают, что с технической точки зрения проект выполнен на хорошем уровне и был бы уместен где-нибудь в пригородной зоне, но не подходит для города: «Проект типичен для фривея в пригородной зоне с неплотной застройкой и ориентацией на автомобили, где отсутствуют пространственные ограничения и негативное влияние большой автомобильной дороги».

Самая главная проблема таких проектов состоит в том, их логика сводится к созданию более комфортных условий для автомобилистов. Для больших городов подобные действия, как следует из отчета, ошибочны - что показывает мировая практика. В Лос-Анджелесе и Чикаго политика предоставления льгот автомобилистам уже была реализована и показала свою неэффективность. «Основной целью городского планирования должно быть развитие города, удобного для жизни, а не обеспечение максимального потока и скорости транспортных средств», – говорится в отчете. 

Любителям авто такие выводы вряд ли очень понравятся. Урбанисты считают, что им нужно платить более высокую цену за использование машин (платные парковки, ограничение въезда в центр города, приоритет общественному транспорту), но это единственный верный путь, если думать о том, как обеспечить максимально удобное передвижение по городу для максимального количества граждан, а не только об интересах автовладельцев. В конце концов, автомобиль наносит городу урон, поэтому логично, что и за пользование им нужно платить свою цену.

Сейчас в Москве поездка на машине на работу часто оказывается даже дешевле, чем использование общественного транспорта, что не дает последнему преимуществ в сознании жителей мегаполиса.

Еще эксперты предлагают внедрить на ленинском проспекте легкорельсовый трамвай. Не стоит путать его с трамваями, которые ходят по Москве сейчас. Тот, что предлагают эксперты, и движется со в два раза большой скоростью (18-30 км/ч), и вагоны его по длине гораздо больше, чем у нынешних московских (23-40 м). Но главное его путь обособлен от другого транспорта.

Макет Ленинского проспекта с трамваем

Выделенные полосы, которые предлагаются в проекте реконструкции Ленинского проспекта, это, конечно, хорошо, но все мы знаем, что в случае заторов автомобилисты пренебрегают тем, что это дороги не для них.

Михаил Блинкин

О недостатках проекта реконструкции неоднократно говорил и московский эксперт в сфере транспортной политики, директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «В данном случае интересы местного населения задеты очень сильно. Ленинский проспект – это старая весьма комфортная улица. Городская среда будет здесь основательно испорчена. Трафиковый выигрыш, мягко говоря, невелик, если он вообще существует. Отрезок между площадью Гагарина и МКАДом держат два жутких тромба.  Один – это площадь Гагарина, другой – развязка с  МКАД. Едешь по проспекту и все нормально. Какие-то минуты теряешь на всех светофорах, а потом после Михлухо-Маклая попадаешь в зону, в которой можешь простоять час. Почему? Дело в поворотном трафике на восток, хвост которого по мере своего разрастания занимает одну полосу за другой  и в итоге тормозит основной поток.  Для начала  надо бы решить проблему с этим узлом и понять резервы, которые мы здесь получим в результате  замены старой «клеверной» развязки на новую, с направленными съездами. Развязку эту во всех случаях надо строить. Вопрос только в том, что даже самая продвинутая конфигурация развязки не способна кардинально улучшить ситуацию, когда поворотный трафик упирается в хронический затор на внешней стороне МКАДа». Эксперт отмечает, что уже был аналогичный проект «большая Ленинградка». В итоге ничего хорошего из этого не вышло.

На взгляд Блинкина, очень важно при реализации подобных реконструкций учитывать то, как нему относятся местные жители: «Городская власть, к которой я в целом хорошо отношусь, должна понимать простую вещь. Подобные большие дорогие проекты должны отвечать одновременно двум целям: реальные трафиковые улучшения и позитивные социально-психологические эффекты. Город не имеет права расходовать деньги на проекты, где обе эти цели (в комплексе!) не достигаются!».

О позитивных социально-психологических эффектах для населения пока говорить не приходится, а вот негатив налицо. Михаилу Блинкину приходит на почту море сообщений от муниципальных депутатов и жителей проспекта с жалобами на проект. Причем жалобами дело не ограничивается.

Протест жителей

30 мая в сквере между улицами Крупской и Марии Ульяновой прошел митинг против реконструкции Ленинского проспекта. Он начался в 7 часов вечера и продолжался два часа. На нем выступали жители проспекта и муниципальные депутаты разных районов Москвы.

Многие выступающие отмечали, что дело не только в реконструкции Ленинского проспекта, а в градостроительной политике столичных властей в целом. Ведь подобные проекты с аналогичными последствиями для жителей могут реализовываться в разных местах.

Александра Парушина на митинге

В свое время предлагалась реконструкция и Комсомольского проспекта, но ее удалось предотвратить. Об этом в беседе с корреспондентом «Полит.ру» рассказала муниципальный депутат района Хамовники Александра Парушина, поддержавшая митинг: «В той ситуации можно отметить адекватную позицию властей, которые услышали жителей, потому что проект был абсолютно нецелесообразен. Но жители проявили очень активную гражданскую позицию. Весь Комсомольский проспект бегал по квартирам и собирал друг у друга подписи. Власти района не ожидали подобной реакции. Для публичных слушаний были выделены маленькие помещения, но люди в них не уместились, все негодовали страшно. Власти задумались, рассмотрели проект и поняли, что это действительно нецелесообразно. Там была похожая ситуация с бутылочными горлышками, тем более это исторический центр. Он стал бы примером очередного уродливого планирования магистрали, которая совершенно нецелесообразна, так как пробок нет. И, несмотря на то, что это было связано с огромными инвестициями и деньгами, жители города сумели выразить свой протест».

По мнению активистки, координирующей деятельность протестующих в районе Тропарево-Никулино, Татьяны Котенко, на митинг против реконструкции Ленинского проспекта пришло более 500 человек, и он удался: «Одних подписей против реконструкции мы собрали 560 штук, а если учесть, что мы не всех могли охватить (ну мало ли, кто-то не подписался), то это однозначный успех. Но организационные выводы, конечно, мы сделаем и будем подходить к делу более "профессионально" что ли. Меня порадовали жители: если честно, я не ожидала такой организованности и желания действовать. У нас в результате попросили формы обращений, продолжается сбор подписей по домам! Завелись, в общем!».

Плакаты на митинге

Некоторые жители жалели, что мероприятие не началось позже. По их мнению, тогда бы пришло еще больше людей. Причем многие из них готовы бороться уже не только за место своего проживания: «Ленинский – это частность, нужно отстаивать город целиком. Получается не город, а отдельные гетто-районы, жестко поделенные хайвеями», – считает один из участников митинга Максим.

На мероприятии также собирали подписи для обращения к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву с просьбой обратить внимание на готовящуюся реконструкцию.

«Здесь я бы отметила два момента. Заметен сильный настрой на прагматику. Сейчас лето, многие жители уезжают за город. И этим всегда пользуются застройщики при реализации своих проектов. Большинство настроено на массовую протестную компанию. Ищутся альтернативные процедуры, которые позволят показать, что большинство против реконструкции. Из опросов  жителями друг друга, это уже видно», – рассказала свои впечатления от митинга депутат муниципального собрания Гагаринского района Елена Русакова.

Что говорят власти Москвы

На «Полит.ру» подробно описывалось то, как проходили публичные слушания по проекту. Они вызвали массу сомнений в их легитимности. Но пока, судя по высказываниям властей Москвы, градостроители не настроены так просто уступить жителям.

На встрече с депутатами Юго-западного округа мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что реконструкция состоится, несмотря на споры.

Он также отметил, что реконструкция будет «максимально щадящей», а стоить будет 16-17 млрд рублей. Протестует против проекта, по его мнению, меньшая часть жителей, а поддерживают 65% населения прилегающих районов. По словам градоначальника, это данные некой «общей социологии». Запустят проект уже в 2013 году.

Марат Хуснуллин

Заместитель мэра Москвы по строительству Марат Хуснуллин в своем интервью «Ведомостям» также сказал пару слов о Ленинском проспекте. Судя по всему, он считает, что то, что жители должны быть благодарны уже тому, что их хотя бы спрашивают о том, что они думают по поводу реконструкции: «Вы думаете, в Пекине с населением будут обсуждать реконструкцию Ленинского проспекта? Партия приняла решение — и все! Все пошли строить».

Что касается публичных слушаний, он подчеркивает то, что по законодательству они носят лишь рекомендательный характер: «По Градостроительному кодексу РФ результат публичных слушаний — это информирование граждан, обратная связь. Мы должны выслушать, но обязательств полностью следовать результатам слушаний нет. Хотя мы стараемся максимально учитывать замечания и предложения граждан. Например, отказались от эстакад на Ленинском, строим тоннели, хотя это и дороже, не строим боковые проезды вдоль шоссе Энтузиастов, хотя эффективность реконструкции при этом снижается».

Интересно, что власти учли именно те мнения жителей, которые позволили увеличить стоимость проекта.

Такие принципиальные позиции разных сторон превращают спор о реконструкции в яркий прецедент борьбы жителей Москвы и их муниципальных депутатов с действующей властью столицы и ее градостроительными планами. Если последним не удастся отстоять такой крупный проект после таких уверенных заявлений о его целесообразности, то понятно, что это пошатнет их авторитет и придаст уверенности обитателям мегаполиса в их борьбе и против других крупных и малых застроек.

18.06.13      Андрей ВИНОКУРОВ          Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru