Долгая жизнь – в танце
Как чувствует себя человек, который всегда занимался и сейчас продолжает заниматься работой, связанной с активными двигательными нагрузками? Ведь по Её талант и трудолюбие оценил народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Вячеслав Михайлович Гордеев, который вместе с Надеждой Павловой одно время танцевал в театре в Сыктывкаре. И когда известный балетмейстер Асаф Михайлович Мессерер предложил ему взять художественное руководство театром «Русский балет», Вячеслав Михайлович пригласил туда Ольгу Васильевну педагогом-репетитором. И вот с 1985 года она преподаёт в театре «Русский балет».
Не так давно, 18 мая этого года, на сцене Большого зала Администрации Президента РФ с большим успехом прошёл творческий вечер художественного руководителя театра «Русский балет» В.М.Гордеева. В этот же день тепло чествовали и ведущего педагога-репетитора театра заслуженную артистку РФ Ольгу Васильевну Коханчук. За значительный вклад в развитие балетного искусства ей была вручена «Благодарственная грамота». сле 50-60 лет у многих людей начинают болеть суставы, уменьшается объём движений. Как живётся балерине?
Наш рассказ о заслуженной артистке России балерине Ольге Васильевне КОХАНЧУК.
Ольга Васильевна Коханчук пришла на профессиональную сцену в 19 лет, и сегодня, в 73 года, продолжает активно работать в театре «Русский балет» – педагогом-репетитором. Более полувека в балете – с его многочасовыми тренировками, необходимостью всегда держать себя в форме… Наверное, чтобы выбрать такую профессию, надо было с юных лет мечтать о ней, может быть, вырасти в атмосфере театра?
Но нет, в детстве Оля была совсем далеко от театра: родилась она в 1942 году в шахтёрском городе Константиновка Донецкой области. Судьба наделила её болезнью, при которой активное движение противопоказано: врождённым пороком сердца. Но это не мешало девочке мечтать о танцах и балете. Она даже пыталась шить себе из газет балетные туфли, но они, конечно, тут же рвались.
Воспитывали Олю с братом бабушка и прабабушка – их отец погиб на фронте, а у матери была другая семья. Они отдали внучку в музыкальную школу, чтобы та училась «спокойной» игре на фортепиано и скрипке. Она училась старательно, но без особого желания. А потом без разрешения бабушек пошла во Дворец пионеров в танцевальную студию, где преподавала бывшая балерина Наталья Альбертовна Генчель. Она и стала первой учительницей Оли.
Уже в 4-м классе девочка сама организовала танцевальный кружок в школе, – ставила номера, выступала на всех праздниках. За хорошую учёбу и активную общественную работу её в 1955 году послали в Артек. Там из-за болезни она задержалась надолго, и получилось так, что закончила пятый класс вместе с отдыхавшими там ребятами из ГДР – ей пришлось говорить на немецком языке. Знание языка ей помогает и сегодня – в зарубежных поездках.
Но самое главное, в Артеке был танцевальный кружок, который вела балерина Большого театра Ирина Александровна Добель. Оля увлечённо наблюдала за занятиями, но заходить стеснялась. Преподаватель заметила её интерес и пригласила заниматься. Девочка, естественно, не призналась, что у неё порок сердца. Ирина Александровна поставила Оле номер на музыку Новикова к песне «Смуглянка». А когда девочка собралась уезжать, сказала ей: «Тебе надо серьёзно учиться».
Но дома её снова не пустили заниматься танцами – беспокоились о больном сердце. Однако Оля свою мечту не оставила. Написала в Пермь (тогда город Молотов) в балетное училище. Молотов был ближе всего от Республики Коми, куда в то время переехала их семья. Ей ответили, что экзамены ещё идут. И 12-летняя девочка решила туда отправиться.
– Мне надо было преодолеть 150 км до железной дороги, а потом ехать на поезде, – вспоминает Ольга Васильевна. – Доехала на грузовике со своим вещевым ящичком до райцентра Княжпогоста, через который шёл поезд из Воркуты. Но как сесть на поезд? Пошла в райком комсомола, чтобы помогли купить билет – 300 рублей для этого у меня были. А там меня чуть было не сдали в милицию: маленькая, почему без родителей? Я рассказала, что хочу учиться на балерину. В конце концов, поверили и помогли с билетом. Доехала до Котласа – все почему-то выходят. Думаю: а мне куда? Оказывается, надо билет компостировать в безумной очереди. Пошла я за помощью в комнату матери и ребёнка (ведь я была без матери и ребёнок). И мне помогли! Так добиралась до Молотова четверо суток без еды.
– Получается, что, несмотря на трудности, всё так или иначе способствовало исполнению вашей мечты – стать балериной?
– Да, вот такие чудесные поворотные моменты случались со мной и происходят до сих пор. Тогда меня приняли в хореографическое училище, хотя уже шёл третий тур. Выручил танец «Смуглянка», который мне поставили в Артеке. Сказали, что я хоть маленькая, но очень танцевальная. В училище были прекрасные учителя старой русской школы: Е.Н.Гейденрейх, К.А.Есаулова, Н.Д.Сильванович. Дело в том, что во время войны в Пермь был эвакуирован Кировский театр оперы и балета, благодаря этому там и возникло замечательное балетное училище. Кормили нас бесплатно, но интерната не было – в коридоре училища на матрацах спали. Чтобы снимать жильё и платить за него, мне помогли устроиться преподавателем ритмики и классики в общеобразовательную школу. Можно сказать, что мой преподавательский стаж исчисляется с двенадцатилетнего возраста…
– В общем, вы уже тогда были девочкой с характером.
– Великое счастье знать, чего ты хочешь. Я хотела только танцевать. Поэтому мне было легко идти к своей цели. Конечно, для этого нужны характер, вдохновение, трудолюбие… и громадное терпение.
Несомненно, наша героиня с юных лет была одарена этими качествами. В 1961 году Ольга окончила Пермское хореографическое училище, и её направили в Государственный музыкальный театр в Сыктывкар. Республика Коми в то время считалась медвежьим углом. И вдруг в этом театре появился свой национальный балет! Создателями балета «Яг-Морт» («Лесной человек») вместе с композитором Яковом Перепелицей и балетмейстером Григорием Ваховским была и солистка балета Ольга Коханчук. Она танцевала одну из главных партий – Райды. В 1962 году коллектив театра повёз свою программу в Москву на декаду республики Коми. Выступали в Кремлевском театре. Ольга танцевала пять спектаклей. Зрители принимали её с восторгом.
В своём театре Ольга Васильевна исполняла партии Жизели («Жизель, или Вилисы» А. Адана), Марии («Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Одетты – Одиллии («Лебединое озеро» П.И. Чайковского), Генриетты («Большой вальс» И. Штрауса) и другие. Ей были присвоены звания заслуженной, а затем и народной артистки Коми АССР, звание заслуженной артистки РСФСР. За большой вклад в развитие национальной хореографической культуры она награждена орденом «Знак Почёта». Словом, в том, что в 1992 году музыкальный театр Коми АССР за достигнутые творческие успехи получил более высокий статус – Государственный Театр оперы и балета Республики Коми, есть безусловная заслуга Ольги Васильевны.
Её талант и трудолюбие оценил народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола Вячеслав Михайлович Гордеев, который вместе с Надеждой Павловой одно время танцевал в театре в Сыктывкаре. И когда известный балетмейстер Асаф Михайлович Мессерер предложил ему взять художественное руководство театром «Русский балет», Вячеслав Михайлович пригласил туда Ольгу Васильевну педагогом-репетитором. И вот с 1985 года она преподаёт в театре «Русский балет».
Не так давно, 18 мая этого года, на сцене Большого зала Администрации Президента РФ с большим успехом прошёл творческий вечер художественного руководителя театра «Русский балет» В.М.Гордеева. В этот же день тепло чествовали и ведущего педагога-репетитора театра заслуженную артистку РФ Ольгу Васильевну Коханчук. За значительный вклад в развитие балетного искусства ей была вручена «Благодарственная грамота».
Мы поговорили с Ольгой Васильевной о балете. Я спросила, верно ли говорят, что лицо театра – это кордебалет?
– Да, правильно, ведь балет делает из движения искусство. Я на кордебалет особое внимание обращаю – девочек и по росту надо выстроить, чтобы были как одно целое, и чтобы ручки, ножки как одна линия были. Вообще, это ежедневная кропотливая работа: репетиции и репетиции.
– А в чём душа танца? Помните у А.С.Пушкина: «Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт»?
– Русский балет всегда отличался тем, что в нём жила душа. Мастерство обязательно, но и вживание в образ, вдохновение танцора обязательно. Совместный труд души и тела.
– Говорят, что когда наш выдающийся артист балета Владимир Васильев в «Спартаке» танцевал, то своей душой, аурой всю сцену занимал, и все это чувствовали?
– Верно, все большие мастера – В.Васильев, В.Гордеев, А.Богатырев, Ю.Владимиров – жили танцем. Совершенно преображались на сцене, и движения, и лица их становились одухотворенными и органичными при исполнении любой роли – от героической до лирико-романтической. Великолепные хореографические способности, мощные прыжки-полёты оставляли у зрителей неизгладимое впечатление. А незабываемые дуэты: Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова! Как была хороша Майя Плисецкая! Не всем дано так долго жить в танце, очень жаль, что её не стало. И сейчас есть очень талантливые артисты. Мне нравятся Ульяна Лопаткина в Мариинке, Нина Капцова, Светлана Захарова в Большом театре.
– Тяжело ли стареть и уходить на пенсию балерине?
– Так же, как и всем людям. Хоть это и естественный процесс, но для артистов балета – гораздо более болезненный, чем для людей других профессий. Наши артисты уходят на пенсию, отработав 20 лет, а дальше? Ведь вторая профессия не у всех есть. Кто-то учится на педагога, хореографа, балетмейстера, но это не каждому дано. Кто-то становится костюмером, фотографом, парикмахером.
– А кто-то снимает кино, как Владимир Васильев фильм «Фуэте», посвященный балетным будням – тому, что обычно скрыто от глаз зрителей. А Надежда Павлова прекрасно сыграла главные роли в советско-американском фильме «Синяя птица» и в детективе «Сицилианская защита»…
– Верно, но не все так талантливы, и не всем так везёт. Вот артисты драмы, музыканты, художники и в 60, и в 70 лет востребованы. А у нас многие из-за напряжённой работы даже не создали семьи.
– Ну а ваша активная творческая работа не помешала семейному счастью? – поинтересовалась я у Ольги Васильевны.
Оказалось, помогла. С мужем, Игорем Кочетковым, народным артистом республики Коми, они вместе танцевали и прожили счастливо 50 лет. Их дочь – преподаватель русского языка и литературы, внучка – дизайнер интерьера. Дочка выросла в театре, сызмальства перетанцевала все основные партии, но не пошла по стопам родителей. Хотя способности и у неё есть.
Конечно, я задала Ольге Васильевне и несколько вопросов по основной тематике нашего журнала – о здоровье.
– Как вам удаётся сохранять хорошую физическую форму? Есть что-то особенное в вашем режиме дня, питании?
– Ничего особенного. Встаю рано – в 6-7 часов. Завтракаю обязательно. Люблю утром выпить чашечку кофе. А обед – когда бывает, когда нет. Ужинаю, конечно, поздновато, но никогда не переедаю.
– Наверное, вы согласитесь с мнением Дейла Карнеги о том, что занятость – самое дешёвое лекарство на земле и одно из самых эффективных?
– Да, безусловно. Моё здоровье поддерживается моим активным образом жизни – я живу театром, если надо остаться, то и заночую тут, чтобы и сцену, и всё, что необходимо, подготовить к спектаклю. О том, что у меня врождённый порок сердца, я никогда не думала, а просто танцевала, преподавала – была тому счастлива и, может быть, потому здорова. Никаких лекарств я не принимаю, да и особо не болею. Вот только недавно пришлось подвергнуться операции под наркозом. И удивительный момент – после операции ещё в полусознательном состоянии я всё повторяла: «У доктора золотые руки, щитовидка, щитовидка». Это слышали и врачи, и родня. Поняли, что это «сигнал оттуда». Проверили щитовидную железу и вовремя сделали необходимую операцию.
После этого стала дальше работать, и нагрузки мои не уменьшились. А они немалые – ведь я как педагог-репетитор не только рассказываю, поправляю танцоров, ставлю пластику, но ещё и показываю некоторые элементы танца. При разучивании тех или иных балетных па я стараюсь помочь артистам раскрыть свой талант и индивидуальность – это главное!
Верю в то, что красота и здоровье – в движении. Обязательно надо двигаться, даже если это трудно даётся. Вера в успех того, что ты делаешь – это главное. Но также важна и вера в то, что ты здоров. Так что желаю всем читателям как можно дольше сохранять активность!
Галина СУХАРЕВА Журнал «60 лет – не возраст»
Читайте также:
- Она держала в страхе всех
- Расставаясь с иллюзиями
- Вполне достойный третий возраст
- Женщина, которая не только поет: за что еще мы любим Аллу Пугачеву l
- Ровесница на другом конце планеты
Мы и общество...
- Проблема крупным планом
- Панорама
- Мнение
- Успешные люди
- Исторические хроники
- Религия
- Сети все возрасты покорны
- "Третий возраст" шагает по России
- Николай ТКАЧЕНКО. Размышления.
- ЖЖ "Третий возраст"
- Возрастные вести
ИНТЕРЕСНО
Партнеры
Из почты
Навигатор
Информация
За рубежом
Рекомендуем:
- Знакомимся друг с другом, "третьевозрастцы".
- Зарубежная информация
- Кто чаще изменяет: мужчины или женщины — весьма подробная статистика
- Так мы жили совсем недавно...
- Моё советское детство. Часть 1.
- Моё советское детство. Часть 2.
- Моя советская юность. Часть 1.
- Моя советская юность. Часть 2.
- Новодевичье кладбище. Экскурсия.
- 15 лучших сайтов для пожилых людей в 2024году
- Первая древнейшая...
- Под эти песни мы влюблялись...
- Песни молодого "третьего возраста"
- Кинотеатр "Третьего возраста"
- Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
- Так мы жили...
- Про это. Телевизор в годы нашей молодости
- Из нашей страны до Америки 15 минут хода на моторной лодке.
- Приглашаем в театр (без угрозы ковида)
- Врачи рассказали, как человек может проверить, доживет ли он до 80 лет
- Их уже нет с нами. Никого...
Комментарии к статье
krav-47@mail.ru
Здравствуйте,Ольга!Я из Сыктывкара.Видела Вас на премьере балета Я Перепелицы "Яг морт".Мне 69 лет.
Очень рада за Вас.
Ирина Владимировна..