Rambler's Top100



Русский Бах

Русский Бах

Талант Юрия Марковича Буцко  мощен и самобытен. Музыканты называют русским Бахом. Им написано множество инструментальных произведений, опер, музыка для хора, театра и кино. И вся она пронизана любовью к русской культуре, ее традициям, глубоким философским пониманием и чувствованием жизни

 Хотелось слушать и слушать…

В приглашении Малого зала Консерватории было написано: «Юрий Буцко. Полифонический  концерт для четырех клавишных инструментов, хора и ударных».

На сцене появился высокий человек, создатель музыки. Он сказал несколько слов: «В основу музыки, состоящей из 19 контрапунктов, положены темы знаменитого роспева  – древнерусского одноголосого пения».

Первые звуки челесты вызывали ответ души, как давным-давно образ Дмитровского собора на земле Владимирской. Это была не просто музыка, но молитва о жизни, горячая и возвышенная, когда сердце взывает к надежде и заблудший дух обретает святыню. И казалось, звуки эти возникли давно, в глуби веков и долго и трудно шли к нам, в ХХ век. Эту музыку я слышала впервые и была ошеломлена глубиной ее образов и оригинальностью мелодического языка. И я стала следить за концертными афишами с именем Ю.Буцко и его дисками.

А запись «Второго концерта для скрипки с оркестром» (программное название «Плач») вызвала сильное трагическое переживание. Он написан в память о залесской хранительнице древнерусской певческой традиции Фомаиде Залесской, старообрядки из Каргополья. Щедрая, лирическая, эмоционально-насыщенная палитра «Плача» убеждает, что для творческого, верующего человека и сегодня доступно проникновение в музыкальные вибрации дониконианской поры.

Хотелось больше слушать музыку Буцко, больше узнать о композиторе, и судьба пошла мне навстречу: меня попросили взять интервью у Юрия Марковича.

 Свобода мысли и чувства

С волнением пришла я в дом на Гончарной набережной. Жена композитора Марина Павловна, известный музыковед и талантливый исследователь древнерусской музыки, пригласила меня в просторную комнату с роялем, где меня ждал хозяин дома. Мы проговорили пять часов. Столь насыщены мыслью, эрудицией были его своеобычные высказывания, столь удивительно сошлись наши предпочтения в поэзии и живописи, столь увлекательны были его музыкальные иллюстрации в ходе беседы, что я только в полночь, сконфуженно заметив который час, с извинениями поспешила уйти.

Мне начал открываться творческий путь этого самобытного художника, которого музыканты называют русским Бахом.

Юрий  Буцко родился в городе Лубны на Полтавщине в 1938 году, но вся его жизнь и творчество связаны с Москвой. В юности увлечение археологией и этнографией, привело его на исторический факультет педагогического института. В учебных экспедициях по северу: Архангельским землям, Каргополью – он впервые услышал и записал древние песнопения, народные плачи и причитания, роспевы  и псалмодии. Острые впечатления отпечатались в душе и воспоминаниях. И – кто знает? – возможно, они повлияли на дальнейшие пристрастия и в итоге судьбу будущего композитора. Не случайно потом появились у него произведения на древнерусскую тему: симфонии-сюиты «Из русской старины», «Господин Великий Новгород», «Русь народная, Христа ради» и другие.

Все возрастающее тяготение к музыке привело к тому, что Буцко ушел из института и поступил в музыкальное училище в класс хорового дирижирования, который окончил в 1961 году, а затем в Московскую консерваторию на композиторский факультет.

По общему представлению, поздновато, в 23 года, он решил стать студентом консерватории. Но столь самобытным, подающим большие надежды было его дарование, что его приняли в Alma Mater российских музыкантов. И не пожалели. Уже в студенческие годы он написал многое, притом значительное. К примеру, моно-оперу «Записки сумасшедшего» по Гоголю. Правда, за это «преступление» последовало наказание – на два месяца студент был отлучен от занятий. Но вступились крупные музыканты: пианистки Мария Гринберг и Мария Юдина, дирижер Кирилл Кондрашин, теоретик, профессор Теодор Мюллер, звонил, брал партитуру Дмитрий Шостакович. И Юрия Буцко вернули в родные стены.

К 1968 году, когда молодой композитор окончил аспирантуру, им было написано уже более двадцати сочинений. О Юрии Буцко заговорили не только профессионалы, но и заинтересованные слушатели  за пределами музыкального мира: «физики» и «лирики». То была пора «оттепели».

Молодежь собиралась в Ленинской библиотеке, в Музее Маяковского, в клубах МГУ, МЭИ, обсуждали политическую жизнь страны, надеялись на большие перемены. Но государство вновь начало преследовать инакомыслие – общество ответило диссидентским движением. Юрий Буцко не занимался политикой. Но будучи человеком исключительной искренности и гуманности, он никогда не принимал любого подавления личности и уничтожения всего живого, инакомыслия и инакочувствования. И все больше писал музыку на религиозные темы, которые отторгалась властью от слушателя, ибо противостояли советской идеологии.

Он понимал: могут взять. Но твердо решил: «Не дам себя сгноить – я больше скажу музыкой». Решил не участвовать в партиях любого толка. «Я уже в партии Бетховена, а почетный член в этой партии Бах», - говорил музыкант.

Только свобода мысли, чувства, только человечность. Вот и «Записки сумасшедшего», из-за которой случилась борьба, тоже об этом.

Значительный резонанс в музыкальном мире имела и опера «Белые ночи» по Достоевскому. Она поражает неординарностью музыкального языка. Крик изнемогающей души, отклик любящего сердца, истаивающие, призрачные белые ночи Петербурга – все было в этой пленительной музыке. Вышла пластинка с записью произведения в исполнении Анатолия Мищевского  и  Галины Писаренко. Однако в России поставить оперу так и не удалось. Готовили телепоказ, но запретила цензура.

«Белые ночи» поставили в Дрездене в Театре Гарри Купфера в сезон 1968/69 годов. Успех был ошеломляющим. «Я был счастлив, – вспоминал композитор. – Мне казалось, я жил, как Вагнер: весь город у моих ног».

Очень близки композитору творческие устремления России начала ХХ века и в частности художников Серебряного века, в особенности Константина Коровина – и его полотна, и его жизненное кредо: «Я любил простые вещи: искусство, дружбу, солнце». Потому на редкость привлекательна и для меня опера Буцко «Из писем художника».

«Я хотел поведать о моем восхищении самобытным, ярким талантом Константина Коровина, – говорил композитор. – Он был не только выдающимся художником, другом и соратником по искусству Врубеля, Серова, Шаляпина, Левитана, но и превосходным писателем и рассказчиком. Его книга легла в основу либретто моей оперы».

Из всего сонма мыслей и идей оперы выделяется главное: непереносимо страдает художник от непонимания обществом его трудов. И еще мысль основополагающая: большой художник всегда выразитель национального и в то же время он поднимается до всеобъемлющего, интернационального. Таким художником и представляет автор оперы замечательного мастера живописи Константина Коровина.

В ней показана широкая и яркая музыкальная палитра русской жизни Серебряного века, сочетание народно-бытовых мелодий, картин с русской удалью, народным юмором, со звучанием утонченной жизни художественной элиты общества.

 Бесконечный поток музыки

В жанре инструментальном композитором написано такое множество произведений, что даже их перечисление не представляется возможным. Только лишь выборочно. Помимо симфоний-сюит на древнерусские темы и «Полифонического концерта» вспоминается, например, музыка трио-квинтета, опус 135, сплав, казалось бы, несоединимого, но соединенного волей и талантом автора, его глубинно-философским пониманием бытия.

Произведение это - отклик музыканта на могучие, наполненные энергией духа и «драмой идей» творения Бетховена и непереносимые, таящие трагедию и надрыв впечатления композитора от посещения Освенцима. Музыка грандиозная, горестно-накаленная, словно вышедшая из глубины человеческих страданий, но в финале звучит хорал, Херувимская песнь, наполненная световоздушным лиризмом. Рассеивается мрак, музыка взывает к жизни. И вспоминаются слова Шостаковича: «Не только пушками, великой духовностью победил наш народ фашизм».

Шли годы, полные труда, сомнений и несомненных успехов. Шаг за шагом копился «багаж» композитора. К шестидесяти годам Юрий Маркович Буцко написал: 14 симфоний, 5 опер, 7 циклов концертов для оркестра, фортепиано, струнных и иных инструментов, вокальные циклы и многое другое. Особо отмечу произведения хорового жанра. Вот простое перечисление: 2 оратории «Сказание о Пугачевском бунте», «Песнослов», 7 кантат – среди них «Вечерок», «Свадебные песни», «Литургическое песнопение», хоровая поэма «Дорожные жалобы» по Пушкину, «Праздничная соната».

Как хочется написать обо всех! Но невозможно. Так пусть хоть о той, что особо вошло в душу, – о «Праздничной сонате». В ней поэтически выражена мысль: неиссякаем вечный круговорот жизни. Мелодическая ткань: сочетание разных жанров – старинный шансон, вальсы, реквием и марши – все гармонично сведено в пленительное музыкальное многоцветие. То потоком весенних созвучий, то эхом отдаленных гроз «поет» орган, и в его «вздохах» и вспыхивающих голосах хора, в призрачно «мерцающей» партии солистки (сопрано), ощущается душевный трепет и дрожь пространства. Кажется, музыка, заключенная в какой-то воздушный, взлетающий ввысь колокол, уплывает в сияющие чертоги радуги, в истаивающую беспредельность. Нечеловечески прекрасная музыка.

Помимо академической музыки Юрий Буцко писал музыку к спектаклям, фильмам и телепостановкам. С его музыкой шли практически все спектакли в театре на Таганке, в том числе пользовавшийся большим успехом «Гамлет» С Владимиром Высоцким в главной роли.

 «Я не сразу дал согласие приступить к «Гамлету», - вспоминал композитор. –Только что прошел фильм «Гамлет» с замечательной музыкой Шостаковича, и меня придавливал груз ассоциаций. Случай решил дело. Владимир Высоцкий «подсказал» мне эмоциональный ход мысли. Это был аргумент. Это будет другой «Гамлет», другой жанр «Гамлета». Музыку я написал быстро, репетиции шли уже под записанную оркестром фонограмму».

Музыка Ю.Буцко звучала и в спектаклях театра им. Моссовета («Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы», «Царская охота»), и в Малом театре («Пучина»), и в театре Сатиры («Ревизор»).

В тринадцатисерийном фильме «Хождение по мукам», в фильмах «Первая любовь» и «Машенька» по Набокову тоже звучала музыка Ю.Буцко.

Бесконечный поток музыки, невероятная работоспособность и беспримерная сдержанность в самооценке. И неизменное желание, чтоб как можно больше людей слушало его музыку.

«Мои мысли обращены к России»

Мне казалось, многое поняла я в его музыке. Но хотелось услышать от самого композитора, что движет им, что дает силы, несмотря на годы, для столь щедрой, вдохновенной работы. «Мои мысли всегда обращены к России, - говорил он. – Я стараюсь взять от нее для моего творчества все, чем она богато одаривает. Это природа, литература, музыка, религия. И отдаю ей всю мою работу, мою жизнь».

И действительно, все больные вопросы России: и ее духовные воспарения, и ее ужасные падения находят в его музыке живой и чрезвычайно убедительный голос. В основе многих произведений композитора можно найти народные корни, но это, по словам самого Буцко, «не расчетная, выгодная эксплуатация народного, не внешние приметы национального, а верность этнически-философским идеалам народа».

Мне представляется, что его музыка – это выражение творческой честности, чистоты помыслов, пробуждение достоинства и обостренной совести в человеке. И неизменно – горячее признание в любви к России. Эта любовь дает ему силы преодолеть возраст, продлить творческое состояние души на многие годы.

Так в радостных и тяжких трудах композитор Юрий Буцко, выдающийся мастер, музыкант европейского масштаба с глубинно русской национальной основой, переступил порог семидесятилетия. Верный себе, он проявил столь характерную для него скромность – отказался от общественных торжеств и позволил себе только отчетный концерт в Малом зале консерватории. Зал был полон молодыми слушателями, и прием был восторженным.

Коллеги-музыканты высоко ценят его мнение об их творчество. Расскажу такой случай. Большой пианист, профессор Дмитрий Николаевич Сахаров как-то в концерте играл особенно виртуозно. Юрий Маркович сказал: «От его исполнения было такое ощущение, что я нахожусь в Ясной Поляне у Льва Николаевича Толстого. Сирень цветет, маргаритки благоухают, и никаких Великих Октябрьских». Как рад был Дмитрий Николаевич, когда я передала ему эти слова!

Помимо сотворения музыки профессор Ю.М.Буцко вот уже 40 лет воспитывает музыкальные таланты. Он ведет предмет «симфонический оркестр» – инструментовка и чтение партитур. И число желающих получить его уроки превышает его временные возможности.

«Юрий Маркович Буцко один из самых содержательных и глубоких современных авторов, - пишет композитор В.И.Рубин. - …Его музыку трудно классифицировать по музыкальным параметрам. Он не авангардист, не постмодернист, не консерватор. Он – живая душа, взыскующая града, поэтому его музыка очень сильно воздействует на людей, имеющих живую душу».

Давно отзвучал для меня «Полифонический концерт», но живут и светят душе чистые звуки челесты, возвышенная молитва органа. И приходит мысль: нет пределов музыке, ее всеобъемлющему эмоциональному воздействию. И нет пределов благородным духовным свершениям Человека.

Галина СНИТКОВСКАЯ       Журнал "60 лет - не возраст"

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru