Rambler's Top100

Композитор Рубин: долгая жизнь вдохновения

Композитор Рубин: долгая жизнь вдохновения

Композитор Владимир Ильич Рубин всю свою жизнь отдал музыке. Сейчас ему уже 88 лет, но он по-прежнему полон сил и творческих замыслов. Где же начало мощного энергетического потока, что питает всю жизнь эту крупную незаурядную личность?

Отзвучала музыка, медленно закрылся занавес. Я бросила взгляд вдоль ряда кресел: композитор Владимир Ильич Рубин сидел недалеко. Меня поразило его невероятно помолодевшее лицо.

Жизнь преподнесла ему прекрасный и заслуженный подарок – состоялась премьера оперы, которую он писал в течение долгих десяти лет и закончил в 2003 году. За прошедшее время произведение не раз звучало в концертном исполнении. Но только в 2012 году Московский музыкальный камерный театр им. Б.Покровского поставил спектакль «Альбом Алисы», оперу-поэму Владимира Рубина по мотивам произведений Л.Кэрролла, а также русской и зарубежной поэзии.

Были крики «Браво!», долгие овации, поздравления и цветы. А я вглядывалась в счастливое лицо композитора и думала о том, что и в преклонные годы не гаснет творческий костёр в его душе. Вновь и вновь вспыхивают его искры – появляются новые музыкальные произведения.

Творчество Владимира Ильича Рубина отмечено заслуженными званиями и наградами. Он народный артист РФ,заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии РФ и премий им. М.Глинки и мэрии Москвы, кавалер золотой Пушкинской медали, лауреат множества международных конкурсов. И ещё почетный академик Российской Академии художеств.

Извечное стремление к творчеству – одна из загадок человеческого бытия, а его неиссякаемость с годами – поистине тайна, и в наших силах лишь слегка к ней прикоснуться.

Но как же случилось, что в семье московских врачей, напрямую не связанной с искусством, вырос одарённый музыкант? В их доме постоянно звучали народные песни. Дед мальчика был лесником в Белорусском Полесье, и отец, Илья Осипович, хорошо знал народный песенный фольклор. Так мальчик приобщился к поэтичности и лиризму народных напевов.

– В народном сознании, – говорит Владимир Ильич, – особенно ценным мне кажется не разъединённое рефлексией и современным скепсисом целостное восприятие мира. Это приводит к естественному, природному оптимизму, который мне присущ от рождения и который, быть может, вкупе с иными качествами «виноват» в моем творческом долголетии.

Мать Владимира Ильича, Роза Моисеевна, челюстной хирург, после смерти мужа в 1938 году одна воспитывала детей – сына и дочь (она стала известным театроведом). В их семье царила атмосфера интеллигентности и стремления к прекрасному. В доме был рояль, и в пять лет Володю начали учить играть на инструменте. Его первый педагог Варфоломей Вахрамеев был полон благожелательности, душевного тепла, любви к музыкальному творчеству. Это помогло маленькому ученику полюбить музыку на всю жизнь.

А затем в жизнь Владимира Рубина вошёл Александр Борисович Гольденвейзер, выдающийся пианист, композитор, педагог, создатель одной из крупнейших пианистических школ России. Глубина его личности, высокая музыкальная культура покорили юного Владимира. Он поступает в Московскую консерваторию в класс Гольденвейзера.

Учёбе помешала война: Рубин уходит добровольцем на фронт. Однако тяжёлая болезнь привела к увольнению из армии. Приехав после госпиталя в Москву, он сразу же вернулся в консерваторию.

В те годы атмосфера Московской консерватории была особенно насыщена творчеством. Всё окружение Рубина – Н.Мясковский, Г.Нейгауз, К.Игумнов, А.Гедике – было цветом музыкального искусства страны.

Гольденвейзер был знаком с Рахманиновым, Скрябиным, Львом Толстым и приобщал студента Рубина к великой русской культуре. Это влияние сформировало нравственные и профессиональные критерии молодого музыканта и стало основным камертоном его творчества.

Ошеломляющее впечатление на Рубина произвела впервые услышанная им Пятая симфония Д.Шостаковича, а затем и встреча с композитором. Их познакомил ассистент Шостаковича Р.Бунин, который стал другом Владимира на всю жизнь.

В пору студенчества чрезвычайно важным для него было общение с Павлом Алексанровичем Ламмом, значительным музыкантом, выдающимся редактором, – по автографам он восстанавливал незаконченные оперы Мусоргского, Бородина, Чайковского. Здесь было чему поучиться, и дружба Владимира с ним продолжалась долгие годы.

В сферу особых пристрастий Владимира Рубина вошла не только музыка, но и литература: Пушкин, Лермонтов, Бунин, Блок, Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Самойлов, Рубцов. Поэзия самой высокой пробы входила в его душу, в его музыкальные создания. Полюбил композитор и европейскую поэзию: Гёте, Бёрнс, Дж. Джойс, и, может быть, более всех Федерико Гарсиа Лорка заняли достойное место в его произведениях.

С юности и до 88 лет Рубин написал так много музыкальных произведений, что всех ине назвать. Попробуем перечислить хоть некоторые из них: семь опер, двенадцать кантат и ораторий, тринадцать хоровых поэм, более двадцати симфонических и инструментальных произведений, около 20 сочинений для голоса с сопровождением, вокальные циклы. А ещё песни и хоры для детей, музыка к театральным и радиопостановкам, кинофильмам и телеспектаклям… И в итоге многогранный успех – не только у публики, но и у коллег по композиторскому цеху.

Выдающаяся музыкальная одарённость, интеллект, горячее сердце творца, глубинно-философское осмысление человеческого бытия и вдохновение, нарастающее с годами, – таким представляется мне творческий облик композитора Владимира Ильича Рубина.

И еще, может быть, важнейшее для успеха: этому музыканту дано слушать и слышать Время. Находить, чувствовать его болевые точки и пропускать их через своё сердце. Вот почему была так актуальна его социальная опера «Три толстяка» по произведению Ю.Олеши, такую горячую волну патриотических чувств вызывала музыкальная трагедия «Июльское воскресенье» о подвиге героев-севастопольцев в Великую Отечественную войну.

Вся жизнь России с её взлётами и падениями отражена в образной, эмоциональной музыке Владимира Ильича Рубина. Такова оратория «Песни любви и смерти» на стихи Бунина, Ходасевича, Набокова, Пастернака, вокальный цикл «Утоли мои печали» на стихи Анны Ахматовой. Образы русской женщины – матери, невесты, жены, тема вечной женственности и одновременно стойкости наполняют музыку вокальных циклов «Скорбные песни» на стихи Пушкина и Арсения Тарковского, «Четыре лика женщины» на стихи Пушкина, Лермонтова, Блока и народные стихи.

В.Рубина волнуют не только русские судьбы. Трагедия Испании – гибель Ф.Г.Лорки вызвала к жизни оперу «Крылатый всадник», на стихи поэта. За эту оперу композитору было присвоено звание «Гражданин г.Гранады».

Ещё одна несомненная заслуга мастера перед звучащим искусством – это создание нового музыкально-литературного жанра: поэтического театра, в котором органически сочетаются слово и музыка.

Идут годы. Но и сегодня в печалях и радостях, трудах и успехах продолжается наполненная смыслом и творчеством жизнь композитора Владимира Рубина.

Много лет назад в военном госпитале хирург, удачно прооперировавший В.Рубина, назвал его счастливчиком. Как показало время, тот замечательный врач сказал золотые слова. Владимир Ильич в свои 88 лет действительно счастлив.

Но чем ещё, кроме музыки, была наполнена его жизнь? Спортом он специально не занимался, но с удовольствием играл в теннис, был неплохим шахматистом – имел первый разряд.Специальной диеты никогда не придерживался, но к советам врачей прислушивался и знал, что, когда и сколько нужно есть. Сорок лет курил, а потом прекратил. Не жаловал домов отдыха. Но восемь лет подряд ездил в Карловы Вары. И там каждый день ходил по тропе Бетховена 6 километров. И всё время работал. «Занятие, работа – это мой обиход жизни» – говорит композитор.

Помимо музыки самое дорогое и важное в жизни композитора – его семья. Обаятельная, деятельная, всё понимающая жена Мария Морицевна Рубина, актриса Московского театра Российской Армии, и дочь Катя, талантливая художница, драматург, писатель, – вот две главные женщины в его судьбе. И ещё. «Всю жизнь чувствую присутствие ангела-хранителя, какую-то высшую силу, – говорит В.Рубин. – Это выше рацио, это что-то мистическое».

Мне интересны и музыкальные предпочтения композитора.

- Бетховен – он никогда не надоедает, Мусоргский, Бородин. А вот у Моцарта и Баха при всей божественности их музыки вижу порой и проходные вещи. К Шостаковичу у меня отношение особое. Музыка – это отражение души. И у Шостаковича это особенно чувствуется.

Продолжая разговор, композитор замечает:

- Если из души уходит гармония, то незаметно подбирается ад, И тогда мы имеем музыку авангардистов. Имеем хаос звуков как отражение в душе хаоса и агрессии в мире. А человеку нужна красота, гармония.

Несмотря на возраст,Владимир Ильич очень ценит общение с людьми. Он постоянно повторяет слова А.Экзюпери: «Самая большая на свете роскошь – это роскошь человеческого общения».

– Я наособицу воспринимаю эту роскошь. У меня  глубокие дружеские связи с такими людьми, как дирижер Владимир Федосеев, известная певица и педагог Галина Писаренко.

Он задумался и с улыбкой добавил:

– А знаете, я вообще уверен, что моя жизнь бесконечна!

– Почему?

– Мои цифры – 88 лет, придайте им горизонтальное положение. Что получится?

– Бесконечность!

И он рассмеялся жизнерадостно и молодо…

 

14.07.13     Галина СНИТКОВСКАЯ, искусствовед           Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:












Мы и общество...





«ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» 
 

У нас третий возраст, ни много, ни мало.

А жизнь нередко других баловала…

И годы свои, мы, как видно, не спрячем:

При всех - веселимся, а внутренне – плачем…

 

Мы взрослые дяди, и взрослые тети.

И с детства, как видно, нас так воспитали,

Что все свои силы отдали работе,

Но вот о себе мы порой забывали…

 

А жизнь наступает, представьте, такая,

Которую, если серьезно, не ждали,

Когда-то мы бегали, не уставая,

Теперь меньше ходим, но больше устали...

 

Не замужем кто-то, не все и женаты,

Есть те, у кого подрастают внучата.

Так выпьем, ребята, так выпьем, девчата,

За возраст четвертый, а, может быть, пятый…

 

Нередко нам в жизни пришлось ошибаться,

Порою не в тех доводилось влюбляться.

Но сами себе мы боимся признаться,

Что жаждем любви, словно нам восемнадцать…

 
Феликс ГИНЗБУРГ    
 


Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru