Из всех памятников архитектуры, входящих в петербургский музейный комплекс «Музей четырех соборов», Сампсониевский собор, пожалуй, наиболее обойден вниманием туристической публики: всё-таки Выборгская сторона — не самое «урожайное» место с точки зрения общепризнанных достопримечательностей, да и от центра далековато.
Однако для внимательного путешественника этот непарадный район Петербурга хранит массу интересного и необычного, и собор преподобного Сампсония Странноприимца, безусловно, — одна из его жемчужин.

Почему стоит посетить Сампсониевский собор?
Во-первых, это один из старейших храмов нашего города, одно из немногих сохранившихся строений первой половины XVIII века, образец торжественной архитектуры «аннинского барокко». Во-вторых, в храме можно увидеть уникальный, сказочно красивый барочный иконостас, а также редкие иконы. В-третьих, небольшая, но познавательная экспозиция позволит больше узнать об истории сооружения, а вместе с ней и о важных событиях в истории нашей страны. И наконец, всё это — совершенно бесплатно Архитектурный стиль Сампсониевского Собора
С точки зрения стиля архитектуры Сампсониевский собор чаще всего относят к «аннинскому барокко» — направлению, которое получило распространение с приходом к власти Анны Иоанновны. Этот стиль отличается большей монументальностью и торжественностью по сравнению с искусством предыдущего периода («петровским барокко»), но уступает по роскоши барокко «елизаветинскому»
Собор выкрашен в небесно-голубой цвет, наличники, пилястры и карниз — в белый. Колокольня — голубая с серым шатром. Купола собора и колокольни — темно-синего цвета. Впрочем, некоторые специалисты отмечают это как недостаток: при отсутствии позолоты на куполах самого храма купол колокольни, по церковным канонам, должен быть позолоченным.
Высота Сампсониевского собора до карниза — 8,2 м; до креста главного купола — 35,1 м
Главный иконостас Собора
Важнейшими сокровищами и главными украшениями Сампсониевского собора являются три позолоченных резных иконостаса, созданных русскими мастерами в первой половине XVIII века.
Главный иконостас находится в восточной части храма (главном приделе), а два малых (северный во имя Иоанна Богослова и южный во имя архангела Михаила) — в боковых приделах (в трапезной).
Полюбуемся сначала главным иконостасом — иконостасом главного придела (придел этот был освящен в 1740 году во имя святого Сампсония Странноприимца). Рассмотрим иконостас в деталях и поговорим о его особенностях.
Иконостас — высокая стена, отделяющая алтарь от остального помещения, — сразу же обращает на себя внимание в любой православной церкви.
Однако далеко не в каждом петербургском храме можно увидеть столь пышно и мастерски оформленную алтарную преграду, к тому же созданную в первой половине XVIII века, что только увеличивает ценность этого высокохудожественного произведения русского барокко.
Как и в былые времена, иконостас главного придела Сампсониевского собора поражает каждого входящего своими масштабами, богатой резьбой и скульптурой, сверканием позолоты и красотой икон.
К счастью, благодаря усилиям реставраторов XIX и XX века этот шедевр декоративно-прикладного искусства дошел до нашего времени.
Огромная работа по приведению иконостаса в «благолепный вид» была проделана в 1908-1909 годах, когда
храм готовился к 200-летнему юбилею Полтавской битвы. Руководивший комплексной реставрацией собора архитектор А. П. Аплаксин без особого восторга отзывался об архитектуре «убогой храмины» с курьезной колокольней и разностильном внутреннем декоре, и только иконостас главного придела вызывал у него неподдельное восхищение .
Зодчий отмечал, что этот «шедевр божественного творчества» «может быть поставлен наряду с однотипными ему великими произведениями русского зодчества — иконостасами: Московского Успенского собора, Новгородской святой Софии, собора Псковского Детинца». Ему вторил архитектор В. Покровский, говоривший, что иконостас Сампсониевского собора «представляет собой редкую, прямо необыкновенную ценность не только в России, но и во всей Европе» .
Сверкающие позолотой скульптурные детали пятиярусного иконостаса вырезаны русскими мастерам из липы. Для основы использована древесина сосны, по которой выполнена живописная роспись фона, имитирующего зеленоватый с прожилками камень — уральский змеевик или малахит. В сочетании с золочеными резными элементами гладкий темно-зеленый малахитовый фон иконостаса выглядит необычайно эффектно.
По своим художественным достоинствам и красоте этот шедевр не уступает иконостасу Петропавловского собора, а по размерам является самым большим и одним из самых высоких иконостасов, сохранившихся в Петербурге.
Он занимает всю восточную стену Сампсониевского храма и имеет ширину 13,6 м, а его высота (в центральной части) составляет 11,2 м
Предположительное время создания иконостаса — 1737-1739 годы.
Иконостас отличается грандиозными размерами, изяществом форм и изысканностью архитектурного декора.
Это яркий образец стиля барокко, для которого было характерно обилие деталей, разнообразие орнаментальных мотивов и активное использование скульптуры.
В композиции иконостаса отразился синтез древнерусских иконописных канонов и европейских влияний, характерный для этапа развития русской художественной школы в первой трети XVIII века.
То была эпоха, когда самобытное русское искусство стало осваивать иноземные формы, из-за чего А. П. Аплаксин характеризует иконостас как одно «из лучших произведений пышного стиля Людовика XV, перенесенных на русскую почву» и отмечает как его главную особенность «выражение русского духа и мысли французско-итальянской фразировкой» .
Казалось бы, стиль барокко так не соответствует духу русской церкви, «но в данном случае строгие лики угодников как-то, хотя причудливо, но дружно компонуются с веселым, бойким рококо»
Отличительная особенность иконостаса — прихотливая золоченая резьба: прямые и витые колонны с пышным растительным орнаментом, головки ангелов, фигурки херувимов и бесплотных духов, картуши, кронштейны, карнизы, орнаменты и гирлянды — вся эта масса декоративных элементов «представляет из себя дивную композицию, легко и свободно распределенную по всему полю иконостаса» .
На иконостасе поместилось несколько десятков фигур, и ни одна из них не повторилась: «каждая поза оригинальна, все фигуры — в движении и выражают собою духовный экстаз, восторг любви и веры»
То же богатство фантазии и разнообразие мотивов обнаруживается в декоративном оформлении золоченых резных рам икон: ни одна из рам, даже схожих по очертаниям, не повторяется, каждая имеет оригинальный орнамент и является самостоятельным произведением искусства .
В общей сложности иконостас насчитывает 42 иконы чудного письма (если не считать икон Царских врат).
Как писал А. П. Аплаксин, «каждая икона имеет свою самостоятельную обработку, представляющую в каждом отдельном случае самобытный шедевр»
Подавляющее большинство икон написано на холсте («приволоках»), плотно приклеенном к деревянным доскам .
Иконы иконостаса размещаются по ярусам, составляя пять рядов (чинов): местный, праздничный, апостольский, пророческий и страстной (крестных страданий Христа) .
Иконы расположены в соответствии с церковным каноном .
Два нижних яруса объединены двенадцатью колоннами композитного ордера.
В центре нижнего ряда располагаются ведущие в главный алтарь Царские врата, на двух створках которых изображены сцена Благовещения (Богоматерь и архангел Гавриил) и четыре евангелиста ).
Царские врата отличаются удивительным разнообразием и богатством резного декора: орнаменты в виде раковин, цветов и растений, картуши... В просвете над створками врат мы видим золоченое резное облако с головками херувимов, обрамленное сиянием лучей.
Боковые иконостасы...
С 1984 года Сампсониевский собор является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» — комплекса «Музей четырех соборов».
Адрес Сампсониевского собора: фото Большой Сампсониевский пр., 41.
Ближайшие станции метро — «Выборгская» и «Площадь Ленина». Как добраться: от станции метро «Выборгская» до собора можно дойти пешком (в общей сложности примерно 600 метров), от станции «Площадь Ленина» — около 1,6 км.
До собора также можно добраться с Петроградской стороны через Гренадерский мост (например, пешком от станции метро «Петроградская» — 2 км).
В настоящее время собор открыт, как музей, но несколько раз в неделю в храме проводятся утренние богослужения
Режим работы Сампсониевского собора следующий. Сампсониевский собор (Музей-памятник «Сампсониевский собор») открыт для посещения ежедневно (кроме среды), с 10:30 до 18:00. Работа касс и впуск посетителей прекращаются за полчаса до закрытия.
Стоимость входных билетов в Сампсониевский собор — нулевая:
собор можно посетить бесплатно.
При входе вручают бесплатный билет.
однако, вы можете оставить добровольные пожертвования: как на церковные нужды, так и на реставрацию.
Стоимость аудиогида для посещения Сампсониевского собора — 100 рублей.
Фотографировать внутри Сампсониевского собора разрешается, причем фотосъемка бесплатная. Однако, использование вспышки запрещено.Сампсониевский Собор-виртуальная экскурсияhttp://www.cathedral.ru/virtualnaya_kskursiya2Памятник Петру I перед Сампсониевским соборомВо время юбилейной реставрации 1908-1909 годов настоятель Сампсониевского храма Иоанн Острогорский выступил с предложением установить памятник «Державному Основателю храма Императору Петру Великому».
По поручению Юбилейного комитета был разработан проект памятника-бюста. Однако не успели исполнить модель, как братья графы А.Д. и С.Д. Шереметевы — потомки сподвижника Петра I, героя Полтавской битвы фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева — выразили желание оплатить все расходы по установке монумента.
Они также предложили использовать для памятника готовую фигуру императора, выполненную М. М. Антокольским. Она была отлита из бронзы в Париже племянником скульптора.
Скульптура выставлялась на Всероссийской политехнической выставке, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра Великого.
В 1884 году оригинал установили в Петергофе в восточной части Нижнего парка.
В дальнейшем такая же фигура императора была исполнена Антокольским для памятника Петру I в Таганроге (открыт в 1903 году).
Помимо этого, бронзовые отливки сделали для монументов, установленных в Архангельске (этот памятник изображен на российских банкнотах!), в Петербурге напротив казарм Преображенского полка (на Кирочной улице) и в Шлиссельбурге.
