Rambler's Top100



Александр Дейнека: отражение советской эпохи

Александр Дейнека: отражение советской эпохи
Александр Дейнека. «Работать, строить и не ныть!» Живопись. Графика. Скульптура.
 
 
 
Автопортрет. 1948. Холст, масло
Физкультурница. 1933. Плакат

В Москве, в рамках проекта Третьяковской галереи и Издательской программы «Интерроса» «Александр Дейнека. Исследования. Книги. Выставки. 2009–2011» по 23 мая развернута экспозиция, приуроченная к 110-летию со дня рождения художника.

Александр Александрович Дейнека (1899–1969) – один из самых ярких и значительных мастеров в истории русского искусства ХХ века. Лидер группы ОСТ (Общество станковистов), живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор, спортсмен, лауреат Ленинской премии, автор книг…

Искусство А.Дейнеки сегодня видится самым правдивым и талантливым свидетельством ушедшей эпохи. Стихотворные строки плаката «Работать, строить и не ныть. Нам к новой жизни путь указан! Атлетом можешь и не быть, но физкультурником обязан!» отвечают позитивному мироощущению мастера, смелости и оптимизму его искусства. Энергия образов художника заражает, а художественный язык и сегодня воспринимается как новаторский.

Важнейшими в своем творчестве А.Дейнека считал «большие насущные темы» и их «выражение языком новой художественной формы». Он во многом расширил границы живописи, обогатив ее художественными средствами фотографии и плаката. Его искусство вобрало в себя опыт авангарда, веру в переустройство мира и чувство причастности времени.

Главные в творчестве художника мотивы – авиация, спорт и труд – легли в основу большеформатных картин, на которых советская «молодежь героически трудится и замечательно отдыхает». Герои его полотен – шахтеры Донбасса, текстильщицы, рабочие Петрограда, футболисты, а вместе с ними «большекрылые синие и красные самолёты, серебристые дирижабли, тёмные силуэты паровозов с длинными цепочками нагруженных вагонов, быстроходные катера, покачивающиеся на блестящей глади морских заливов». Полноправный соавтор эпохи, А.Дейнека решил важнейшую задачу, стоящую перед советским искусством 1920–1930-х годов, – нашел изображение «коллективного человека».

Пронзительный трагизм и эмоциональная мощь живописи и графики А.Дейнеки военных лет уникальны для русского искусства XX века. Масштабный раздел выставки представляет прославленные работы мастера военного периода – «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ), рисунки тех лет.

Открытием для зрителей станет лирическая линия творчества А.Дейнеки. В серии работ «Сухие листья» 1933 года прослеживается традиция русского пейзажа настроения. Полные поэзии картины «На балконе» (1931, ГТГ), «Купающиеся девушки» (1933, ГТГ), «Спящий ребенок с васильками» (1932, ГТГ) отражают интерес мастера к классическим канонам и телу человека как одному из основных его элементов. Главным в работах этого периода становится пластическое совершенство, «вечная тема» красоты.

Впервые после длительной реставрации экспонируются крупноформатные полотна из собрания Третьяковской галереи «Никитка – первый русский летун» (1940), «Бой амазонок» (1947), «Купальщица» (1951) и «Запорожцы» (1939–1940), выставлявшееся лишь однажды, при жизни художника, в 1941 году.

А.Дейнека стал одним из мастеров, создававших «лицо» Москвы в 1930–1950-е годы. Он много работал для оформления строящихся в то время зданий: МГУ на Ленинских горах, Дворца Съездов, ВСХВ (ныне ВВЦ) и Московского метро. Для сводов станционного зала «Маяковской», открытой в 1938 году, по эскизам А.Дейнеки были созданы мозаики «Сутки Страны Советов». Архитектурный проект станции удостоен Гран-при на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Мозаики воспроизведены в размерах натуры в мультимедийной инсталляции «Метрокомната».

Многообразие видов искусства и техник, представленных на выставке, убеждает в многогранности таланта А.Дейнеки: помимо живописи, графики, мозаики здесь собраны рельефы и скульптура в бронзе, камне и дереве, а также эскизы витражей.

В юбилейную экспозицию вошло более ста сорока произведений А.Дейнеки из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Курской картинной галереи имени А.А.Дейнеки, Государственного Литературного музея, Пермской государственной художественной галереи, Государственного Исторического музея, Центрального музея Вооруженных Сил и частных собраний.

20.04.10       museum.ru

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг






















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.