Rambler's Top100




Мелодии и ритмы зарубежной эстрады

Мелодии и ритмы зарубежной эстрады



 

 





Кадр из клипа группы ABBA, 1979 год

СССР был весьма уныл. Что, в частности, заметнее всего при изучении телепередач того времени. Но апогея унылости он достигал в сфере развлекательных передач, которых в СССР было очень мало. Только к концу 80-х, благодаря политике Михаила Горбачёва, советское телевидение стало хотя бы немного отвечать требованиям развлекательности. При Брежневе же советское ТВ было каким-то бескрайним серым морем. Развлекательных передач не то чтобы не было вообще, но они появлялись крайне редко и совершенно непредсказуемо. Например, передача «Вокруг смеха», которую конечно любил советский телезритель, показывалась от случая к случаю, с интервалом в несколько месяцев. Но самая тоска была в сфере музыкальных телепередач для молодёжи. По сути, если не брать в расчёт передачу «Утренняя почта», которая, собственно, представляла из себя получасовую воскресную трансляцию советских ВИА разной степени паршивости, в брежневском СССР существовала всего одна телепередача, в которой показывали иностранную, причём преимущественно западную, поп-музыку.

Это была передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Естественно, выходила она также очень редко и крайне непредсказуемо. Однако было две точки календаря, в которые, как знал любой советский молодой человек (кроме совсем отсталых слоёв населения), эта передача появлялась гарантированно. Первой такой точкой было 1 января. После новогоднего «Голубого огонька», как правило всегда пускали передачу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Однако далеко не каждый мог до неё дотянуть, учитывая новогодний стол и то, что «Голубой огонёк» заканчивался часа в три ночи. А что касается второй календарной даты, то тут всё было несколько интереснее.


Предлагаю ознакомиться с программой передач первого канала советского телевидения за несколько лет конца 70-х годов, взятые из газеты «Правда» за соответствующие дни. В этих программах наличествует программа «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».

Телепрограмма из газеты «Правда», №99 за 1977 год, 9 апреля.


Телепрограмма из газеты «Правда», №119 за 1978 год, 29 апреля.


Телепрограмма из газеты «Правда», №111 за 1979 год, 21 апреля.


Если взглянуть из дня сегодняшнего, то ничто не объединяет эти три апрельских дня в 1977, 1978 и 1979 годах. За исключением того, что первая программа заканчивается передачей «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Причём в 1977 году эта программа называется чуть иначе – просто «Ритмы зарубежной эстрады». Дабы не утомлять читателей попыткой выяснить, в какой день недели показаны эти передачи, сразу скажу – во всех трёх случаях это суббота. Но это мало что объяснят. Только из соображений экономии пространства я не буду приводить здесь телепрограммы других суббот в эти годы – там в сетке нет передачи «Мелодии и ритмы».

Что сразу бросается в глаза? По крайней мере в 1977 и в 1978 годах до передачи «Мелодии и ритмы» в сетке стоят ещё несколько передач, которые, по советским меркам тоже достаточны интересны. Так, бесцветная в целом сетка 9 апреля 1977 года («Выставка Буратино», «Краюшка хлеба», «Дмитрий Гнатюк») под вечер как бы оживает. В 19-55 начинается показ нового двухсерийного детективного фильма Рижской киностудии «Смерть под парусом» (1977 год). Фильм довольно неплохой; даже сегодня его ещё можно смотреть, а уж в советское время это был крутейший детектив. Между двумя сериями вставлена программа «Время», а после второй серии – «Ритмы зарубежной эстрады», которые начинаются в 22-35.

Кадр из фильма «Смерть под парусом» (1977)


Программа первого канала от 29 апреля 1978 года ещё интереснее. Опять же, начало не очень впечатляющее. «Умелые руки», «Семья Ульяновых», выставка «60 героических лет», Оренбургский русский народный хор, интервью Ясира Арафата (NB: тогда это было ужас как скучно, а сейчас бы я послушал с интересом). А потом градус интересности начинает повышаться.

18-55 – Олег Попов. Это советский человек завсегда ценил.
19-55 – Двухсерийный фильм «По семейным обстоятельствам» (1977). Не сказать, что просто отпадная комедия, но в советское время её любили. В перерыве безусловно скучная программа «Время», а потом 2-я серия этого фильма. Но это не всё.
22-35 – Бенефис Людмилы Гурченко. То есть передача, состоящая из весёлых песен, снятых в театральной манере. Интересна сама по себе. Но на закуску. Тадам!
23-50 – «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Начало почти в полночь! Да в брежневском СССР обычно, кроме Нового года, в это время передачи уже заканчивались.

Кадр из телепередачи Бенефис Людмилы Гурченко (1978).


Интереснее программа от 21 апреля 1979 года. Интересна она тем, что вообще-то это канун одного из самых главных коммунистических камланий – день рождения Ульянова-Ленина. И в целом программ выдержана в духе предстоящего события. Тут вам и дневник субботника (11-00), и советское изобразительное искусство Лениниана (11-40), и «песни наших оцтов» (12-05), и поэтическая композиция «Имя Ленина бессмертно», и концерт Бетховена (которого, якобы, любил Ленин), и даже вечерний художественный фильм перед программой время – «Семья Ульяновых». Жалко сейчас нельзя найти запись передачи «Утренняя почта» от 21 апреля 1979 года, но ощущение такое, что даже в этой передаче в тот день шли песни о Ленине.

А потом вдруг после программы «Время» – в 21-35, демонстрация хоккейного матча команд СССР и ЧССР – само по себе интересное зрелище для миллионов. А в конце этого матча – то есть уже где-то за полночь – «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Что такое? Демонстрация западного шоу-бизнеса прямо в ночь перед днём рождения В.И.Ленина?

Кадр из фильма «Семья Ульяновых» (1957 год)


Это в самом деле забавное совпадение. Дело в том, что 22 апреля 1979 года коммунисты СССР отмечали день рождение Ульянова-Ленина, а вот православные отмечали Святую Пасху.

Человек потусторонний может спросить: и что с того? С какой это стати в СССР, то есть государстве, основанном на коммунистической, а значит атеистической идеологии, государственное телевидение стало бы отмечать Пасху демонстрацией программы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»?

Святая простота. Разумеется коммунисты не отмечали Пасху. Наоборот, они старались делать всё возможное, чтобы Пасху не отмечала советская молодёжь. Дело в том, что в 70-х среди советской молодёжи стало модным ходить на крестный ход, который совершается во время литургии в Великую Субботу ближе к полночи. Вот и придумали как отвлечь молодёжь от хождения молодёжи на крестный ход перед Воскресением Христовым. Мол, молодёжь очень любит смотреть иностранную поп-музыку, а по ТВ мы, коммунисты, показываем её редко. Так давай поставим их перед выбором: или идти на крестный ход, или сидеть дома и смотреть интересную музыкальную телепередачу.

Однако затея эта долго не просуществовала. Уже на Пасху 1980 года никаких «Мелодий и ритмов» не показывали. Пасха в 1980 году была 6 апреля. Вот программа на субботу 5 апреля:

Телепрограмма из газеты «Правда», №96 за 1980 год, 5 апреля


Как видим, «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» сменил бенефис Татьяны Дорониной. А это не такая программа, чтобы заинтересовать молодёжь. Хотя формально этот бенефис всё же шёл по разряду развлекательных программ.

В 1981 году (Пасха пришлась на 26 апреля) вместо передачи «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» какие-то невыразительные «Вечерние мелодии», да и заканчивались они за полчаса до полуночи, так что в принципе можно было успеть ещё на крестный ход.

Телепрограмма из газеты «Правда», №115 за 1981 год, 25 апреля


В 1982 году Пасха была 18 апреля.

Телепрограмма из газеты «Правда», №107 за 1982 год, 17 апреля


Поздним вечером накануне, 17 апреля, снова нет передачи «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», а вместо неё телеспектакль по мотивам Диккенса и По. Небезынтересно конечно, но до зарубежной эстрады далеко по популярности.

Ну и ещё до кучи. В 1983 году Пасха пришлась на 8 мая. Вот телепрограмма на субботу 7 мая,

Телепрограмма из газеты «Правда», №127 за 1983 год,7 мая


И снова вечером нет никаких «Мелодий и ритмов», а в сетку поставили чемпионат Европы по спортивной гимнастике. Это уж и вовсе на любителя.

Так что можно предположить, что передача «Мелодии и ритмы» зарубежной эстрады поздним вечером в Великую Субботу для отвлечения комсомольцев и комсомолок от пасхального крестного хода ставилась в сетку всего три раза: в 1977, в 1978 и в 1979 годах. А с 1980 года эта практика прекратилась.

А если закинуть сети чуть раньше? Может до 1977 года на Пасху ставили «Мелодии и ритмы»? Смотрим 1975 год. В том году Пасха пришлась на 4 мая. Стало быть изучаем субботнюю программу 3 мая.

Телепрограмма из газеты «Правда», №123 за 1975 год, 3 мая


Неа. Вечером чемпионат Европы по вольной борьбе. «Мелодий и ритмов» нет. Кстати, обратите внимание, что в 1975 году передачи, которые шли в цвете, ещё специально отмечали значком (Цв). Примерно половина передач в сетке ещё шли чёрно-белыми. Впрочем, и в 1976, и в 1977 годах ещё не все передачи ЦТВ были цветными. Только с 1978 года советское телевидение полностью перешло на цветной формат. Но это так, попутно выявленный факт, а сейчас мы ищем другое.

В 1976 году Пасха пришлась на 25 апреля. Стало быть нас интересует программа на субботу 24 апреля. Вот эта программа.

Телепрограмма из газеты «Правда», №115 за 1976 год, 24 апреля.


И вот тут мы видим поздно вечером в сетке стоит «эстрадная программа» «Волшебный фонарь». Я сделал небольшую нарезку номеров из этой программы, чтобы оценить, что это было такое.

Фрагменты советской телепередачи «Волшебный фонарь», 1976 год.

В целом это было нечто вроде советских передач, которые назывались Бенефис и представляли из себя музыкальные номера, строившиеся вокруг какого-то одного актёра. Режиссёром «бенефисов» был Евгений Гинзбург. Он снял бенефисы Крамарова, Мартинсона, Голубкиной. И он же снял эту передачу – «Волшебный фонарь» по тем же самым шаблонам, что и бенефисы.
Что сразу обращает на себя внимание? В «Волшебном фонаре» использованы музыкальные композиции западных групп, например, the Beatles. Излишне говорить о том, что никакого разрешения у правообладателей на использование музыкального материала не испрашивалось. В финальных титрах даже нет указания на авторов музыки.

А ещё обращает на себя внимание использование почти в самом начале этого «Волшебного фонаря» композиции из рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос суперзвезда». Под занавес композиции на кресте распинают актёра, наряженного Чарли Чаплиным, после чего он падает с креста и на экране появляется надпись «Чудесное падение» – более чем прозрачный намёк. И показывается это всё, напомню, аккурат в момент, когда во всех православных храмах идёт крестный ход во славу Воскресения Христова.

Такой циничный и крайне оскорбительный для верующих антихристианский выпад был вполне в духе большевистской антицерковной борьбы 20-х годов. Но в 1976 году это был уже перебор. В 70-х в ЦК КПСС уже появилось крыло, которое неявно старалось заручаться поддержкой Церкви. Коммунисты не хотели усиления влияния Церкви на молодёжь – отсюда и боязнь посещения молодёжью крестных ходов – однако и явно ссориться с Церковью уже не желали. А тут такой откровенно глумливый антихристианский выпад. В общем, эту передачу показали ещё один раз на новый 1977 год, после чего закрыли.

Думаю закрыли не только из-за явного антихристианского выпада, но также из-за того, что такое откровенное использование западных хитов с нарушением авторского права уже шёл в разрез с политикой КПСС того периода. Дело в том, что если раньше СССР совершенно беззастенчиво воровал на западе объекты авторского права, то 1 августа 1975 года в Хельсинки Брежнев подписал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который среди прочего регулировал и вопросы авторского права. То есть СССР обязался соблюдать авторские права. А тут целая передача, которая нагло и цинично нарушает авторские права, да ещё авторские права знаменитых на Западе музыкантов.

Сейчас про эту программу – «Волшебный фонарь» – ходят небылицы, что мол её закрыли из-за того, что ретроградам из Гостелерадио СССР очень не понравилась программа, состоящая из песен и плясок под западную музыку. Это конечно же полная ерунда. Ибо режиссёр «Волшебного Фонаря» Евгений Гинзбург не только не потерял работу, но и после 1976 года снял ещё несколько бенефисов в таком же стиле. Один из них – Бенефис Татьяны Дорониной показали снова перед Пасхой в 1980 году (я выше давал соответствующую телепрограмму). А когда в конце 1978 года в СССР с гастролями приехала группа Бони-М, то режиссёром советской съёмочной группы, которая делала передачу об этих гастролях, назначили опять же Евгения Гинзбурга. Так что версия с репрессиями и опалой талантливого режиссёра как-то малодостоверна.

Да и сама идея показывать перед Пасхой музыкальные номера, которые гипотетически будут отвлекать молодёжь от крестного хода, руководству Гостелерадио понравилась. Поэтому в следующие годы на Пасху стали показывать уже конкретные программы, состоящие из оригинальных музыкальных номеров западных исполнителей (в том числе из капстран).

Так что причина закрытия «Волшебного фонаря» исключительно в том, о чём я сказал выше: слишком уж откровенный провокационный антихристианский подтекст одного из номеров и нарушение авторского права.

Что же до самих авторов «Волшебного фонаря» и их решения так грубо и глумливо пройтись по теме Воскресения Христова – то это уже конкретно их проблемы. Может сейчас режиссёру передачи на том свети черти пятки жарят за это. А может и не жарят. Кто его знает. Но вообще, по советским меркам передача конечно была интересной. И хотя её больше не повторяли, какие-то отдельные фрагменты из неё нет-нет, да включали в какую-нибудь «утреннюю почту», потому что качественного отечественного музыкального видеоматериала на советском ТВ было мало.

Вопрос попутный. А почему же с 1980 года по ТВ прекратили показывать накануне Пасхи передачу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»? Ответить на этот вопрос сложно. Причин могло быть сколько угодно, включая и банальный дефицит качественного музыкального материала иностранных исполнителей. Не в том смысле, что в тайных закромах Гостелерадио не было видеозаписей иностранных групп. Этого-то добра «для своих» у них хватало. Но пускать в эфир пиратские копии уже стало невозможно. А платить за нормальные записи коммунисты не хотели. По этой же, кстати, причине, а не только из-за идеологии, в СССР шло так мало новых качественных фильмов США или Западной Европы. Валюту экономили.

Ну а кроме того, если возвращаться к «Мелодиям и ритмам зарубежной эстрады», скорее всего к 1980 году самим коммунистам идея борьбы с посещением крестного хода стала казаться глупостью. Каковой она и была с самого начала. Напомню, что в фильме 1984 года «Блондинка за углом» включён кадр посещения крестного хода, а сама героиня (в исполнении Татьяны Догилевой) поучает героя (Андрея Миронова), что «церковь – это музей под открытым небом… это же древняя традиция, вот народ и интересуется».

Кадр из фильма «Блондинка за углом» (1984). Сцена возле церкви на крестный ход.


Всё, борьба коммунистов с церковью закончилась. Зато начинался новый этап борьбы «с тлетворным влиянием Запада», что после Олимпиады было весьма актуально. Поэтому, конечно, «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» казались более опасными, чем крестный ход. Соответственно, эту передачу лишний раз уже не стали показывать, тем более перед Пасхой.

Ну а так, вообще, передача «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» была достаточно средненькой передачей. Большую часть времени в ней занимали исполнители, которые молодёжь волновали не сильно. Какой-нибудь там балет телевидения ГДР, какие-нибудь малоизвестные средненькие западные эстрадные исполнители, исполнители из соцстран и т.п. Лишь в финале передачи показывали пару-тройку песен достаточно популярных, например Тото Кутуньо какого-нибудь. А обычно тех исполнителей, чьи альбомы вышли по лицензии на фирме «Мелодия» (АББА, Бони-М, Смоки, Джо Дассен и т.п.). Чего-то сверхъестественного там не показывали.

На 1 января «Мелодии и ритмы» были поинтереснее немного, в них было побольше западных исполнителей. Но в целом, небывалая популярность этой передачи объяснялась только общей унылостью советского телевидения, особенно в сфере развлекательных музыкальных передач. Некоторое улучшение в этой сфере наступило, повторю, благодаря политике Горбачёва в конце 80-х. Но это уже другая история.
 

Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:













 
 


 



ТВОРЧЕСТВО ИНТЕРНЕТЧИКОВ 

 

 

 

 


 









Телесериал

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

 

Источник

Досуг




ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *


ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ"


* * *
   




  


 

Пожилые люди картинки Пожилые люди картинки



















Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом




Рейтинг@Mail.ru

 


 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.