Rambler's Top100

Третий возраст и интернет-сообщество

Третий возраст и интернет-сообщество

Несмотря на то что в последнее десятилетие в Российской Федерации увеличивается число мероприятий, направленных на интеграцию представителей старшего поколения в интернет-сообщество, количество пожилых пользователей Всемирной паутиной в нашей стране остается невысоким. Помимо очевидных экономических преград сказывается отсутствие элементарной компьютерной грамотности, а также нехватка образовательных программ и их бессистемность. Между тем в условиях все большего проникновения информационных и интернет-технологий в повседневную жизнь человека ограниченность доступа к информации равносильна ущемлению свободы полноценного функционирования в социуме.

В экономически развитых западных странах пожилые люди по праву причисляются к самой активной и наиболее быстрорастущей аудитории пользователей Сети. 43% жителей Соединенных Штатов в возрасте от 55 до 64 лет пользуются Интернетом. Около 95% пожилых пользователей компании AOL (США) используют Интернет для общения, 11% - для планирования путешествий, 58% - для поиска медицинской информации, 60% покупают товары в интернет-магазинах, 44% - играют в онлайновые игры.

В Германии доля пользователей сети Интернет старше 50 лет составляет около 10%. Примерно половина этих пожилых пользователей проводят в Интернете до 6 часов в неделю. И по крайней мере 15% из них еженедельно тратят на Всемирную паутину более 20 часов.

Конечно же, более высокая степень интеграции в Интернет пожилых людей за границей в значительной мере объясняется такими показателями, как высокий уровень жизни, большая распространенность персональных компьютеров, преобладание в системе разделения труда профессий, связанных с работой на компьютере. Но в то же время приходится констатировать, что сложившаяся на Западе ситуация - это и результат успешной работы специализированных образовательных программ, осуществляемых на различном уровне.

Абсолютным лидером по количеству и масштабу подобных проектов является Германия. Образовательные программы, нацеленные на повышение компьютерной и интернет-грамотности старшего поколения, здесь значительно различаются по формам организации, целям и степени формальности. Большую известность, в частности, получил реализуемый на протяжении нескольких лет в этой стране проект "ИНФОмобиль". Передвижная станция с компьютерной техникой и доступом в Интернет на базе автобуса дала возможность тысячам пожилых немцев в первый раз соприкоснуться с компьютерной техникой.

С конца 90-х гг. прошлого века во Франкфурте-на-Майне работает специализированное интернет-кафе "Подключение". В отличие от других организационно-образовательных форм кафе делает основной упор на длительный неоднократный прямой контакт, рассматривая его как шанс для подключения к социальной интеграции среди единомышленников. Помимо традиционного обучения основам компьютерных и интернет-технологий, слушателям предлагается принять участие в трехчасовых семинарах по специальным направлениям: "Управление контактами", "Разработка собственной визитной карточки", "Бронирование поездки" и т. д.

Каждую пятницу проводится так называемая "Игровая площадка", где небольшие группы под руководством профессионала отправляются в виртуальное "спонтанное" путешествие по Интернету и им показывается, как с помощью поисковых машин можно узнать что-то новое. Среди пожилых людей Франкфурта кафе известно своими творческими проектами, суть которых сводится к обмену информацией на заданную тему ("Отпуск без чемодана", "Пространство работы", "Пространство тишины" и т. д.)

Стоит упомянуть и об одной из старейших подобных организаций в Германии "Пожилые люди - друзья компьютера" (г. Неттеталь). Она замечательна тем, что коммуникация между членами организации осуществляется главным образом через Интернет, при этом общение предполагает только одно табу: никаких разговоров о болезнях, о зависимости, о возможности получить помощь у других - все это в данной группе строго запрещается.

Отдельный положительный опыт приобщения старшего поколения к Интернету имеется и в нашей стране. В Москве уже несколько лет работают курсы, где пожилые москвичи бесплатно знакомятся с компьютером, осваивают навыки работы в сети Интернет, электронную почту. Параллельно в библиотеках действуют пункты общественного доступа в Интернет, где граждане не только бесплатно могут получить интересующую их информацию, но и записаться в поликлинику, заказать лекарства в аптеках и т. д.

В ряде университетов третьего возраста изучение основ Интернета входит в программу факультетов информатики (гг. Казань, Орел, Вологда, Тюмень и др.). Нельзя не отметить опыт Тюменского регионального центра интернет-образования при Тюменском государственном университете. В 2005 г. в центре была сформирована группа слушателей из ветеранов Великой Отечественной войны. Несмотря на то что данный проект был осуществлен только один раз, он дал небезынтересные результаты. Помимо элементарных навыков работы с Интернетом и электронной почтой пожилые учащиеся успешно освоили инструменты разработки собственных сайтов.

Мотивы включения пожилых людей в интернет-сообщество разнообразны. С. Каде сопоставил факторы, влияющие на характер использования компьютера пожилыми людьми (трудовая биография, статус на предприятии, пользовательские привычки и т. д.). На основе этого им выделяется три "компьютерных" поколения, каждое из которых по-разному приходит к использованию компьютера.

Поколение первопроходцев (70-е гг.). К нему относят лиц, которые начинали работать с компьютерами третьего (а некоторые даже и второго) поколения на производстве в связи со своей профессиональной деятельностью. Многие пожилые люди, активно участвующие в сети Интернет, были когда-то пионерами вычислительной техники. Данное поколение пришло к информационным технологиям самостоятельно, путем самообразования и эксперимента. Его представители сталкивались не с одним поколением компьютеров, вследствие чего приобрели определенную гибкость по отношению к техническому прогрессу.

В то же время лишь немногие из этих пожилых людей после окончания трудовой деятельности повышают свою квалификацию, постоянно следят за техническим прогрессом, изучая для этого соответствующую литературу и применяя ее на практике. Как правило, данной категории присуща некоторая нетерпимость в отношении начинающих. Им кажется, что постоянное упрощение работы с техникой ведет к тому, что к информационным технологиям приходят "случайные люди" - те, кто не особенно ими интересуются.

Поколение персональных компьютеров (80-е гг.). Начиная с середины 80-х гг. многим служащим сферы услуг пришлось освоить компьютер. Хотя часть знаний была получена ими во время предварительного обучения, в основном необходимые умения были усвоены самостоятельно. Наличие опыта самостоятельного освоения информационных технологий во многом определяет стремление данного поколения использовать коммуникационные средства Интернета. От себя добавим, что часто для представителей данного поколения характерно наличие навыков пользователя ПК в сочетании с полным отсутствием интернет-грамотности. Обращаясь к услугам образовательных программ, они нередко выражают желания посещать не все занятия, а только те, которые посвящены изучению приемов работы с электронной почтой и сервисами Интернета.

Интернет-поколение (90-е гг.). Эта группа пожилых людей познакомилась с компьютером уже после того, как они прекратили работать и вышли на пенсию. К этому времени Интернет уже получил широкое распространение по всему миру. Современные компьютеры просты в использовании. Они предоставляют большие возможности для работы в Сети. Можно даже скачать фильмы бесплатно. В данном поколении практически отсутствует как ориентация на освоение технической составляющей информационных технологий (характерной для первой группы), так и на потребность в получении объективной информации (которая господствует во второй группе).

В третьей группе преимущество отдается скорее социальным контактам. Техника здесь понимается как средство коммуникации и изначально используется только таким образом. Представители третьего поколения знакомятся с компьютером благодаря семье, друзьям и знакомым уже после выхода на пенсию, после того как новые средства связи упрощают коммуникацию между живущими далеко друг от друга людьми. Поводом часто является переезд родственников в другой город или за границу.

    Развивая логику С. Каде, можно предположить, что последующие поколения пенсионеров будут иметь опыт работы с Интернетом до выхода на пенсию. Причем далеко не всегда данный опыт будет получен в ходе профессиональной деятельности. В связи с этими обстоятельствами отпадает необходимость выделения новых поколений в рамках данной классификации.

    Эти люди познакомятся с Интернетом еще не находясь в пожилом возрасте, поэтому включать их в классификацию "компьютерных" поколений пожилых неправильно по определению. То, как они пришли в интернет-сообщество (ввиду профессиональной необходимости, коммуникационных нужд и т. д.) и кто выступал агентами их интеграции, в данном случае не имеет значения. Важно лишь то, что ко времени достижения условной границы пожилого возраста степень интеграции этих людей будет на довольно высоком уровне. Говоря о высоком уровне, мы, конечно же, ориентируемся на современную ситуацию. В ближайшем будущем такая степень интеграции станет нормой, и это еще одна причина, по которой классификация С. Каде не будет продолжена.

    Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что в последние годы интеграция старшего поколения в Интернет вызвана главным образом потребностью в поддержании и расширении социальных контактов. В большинстве случаев коммуникация осуществляется посредством электронной почты, первыми партнерами по переписке практически всегда становятся собственные дети. По их же инициативе приобретается и компьютер с выходом в Интернет. Но встречаются и нетривиальные виды коммуникации. На одном из занятий факультета информатики Социально-гуманитарного университета третьего возраста при ТюмГНГУ слушатель К.Д. Пахомчик сделал необычный доклад об IP-телефонии. Он рассказал о том, как высокая стоимость международной телефонной связи стала причиной ограничения его контактов с братом, живущим на Украине. Поиски альтернативного канала коммуникации привели его к IP-телефонии, которая оказалась не только более дешевым, но и более качественным средством связи.

    В настоящее время существует масса предпосылок включения представителей старшего поколения в интернет-сообщество. Всемирная сеть предоставляет широкие возможности для повышения социальной активности, профессиональной ресоциализации, образования и многих других видов деятельности, которые не только могут способствовать улучшению социального самочувствия пожилых, но и принести пользу обществу, положительно сказаться на функционировании экономики, политики, семьи и других социальных институтов. В связи с этим следует обратить внимание на необходимость осуществления в нашей стране специализированных образовательных программ, направленных на создание условий для интеграции пожилых россиян в интернет-сообщество.

    Геннадий СОРОКИН, декан факультета информатики Социально-гуманитарного университета третьего возраста при Тюменском государственном нефтегазовом университете, кандидат социологических наук 

     
     
    Комментарии к статье
    • Хорошая статья. Обязательно буду ждать продолжения. Тема безусловно интересна всем.
    • Любопытно. Автору, как говорится, респект.
    • Гавриил
      pkornej@yandex.com
      А это Вы написали на основе личного опыта?

      ОТВЕТ: При подготовке материала использовались различные источники.

    • Весьма тонко подмечено. В чем-то себя узнал :)
    • Мдааа..., а я тут всю жизнь прожил, как-то привык ко всему этому, даже внимания на это не обращаю :) Вы тоже привыкнете :)
    • Вот про все это я почитал с большим интересом. И прочитал бы еще больше! Планируете ли дальше писать на эту же тему? Спасибо

      ОТВЕТ: Да. Это - одна из наших основных тем. Рекомендуем познакомиться с новым приложением к "Третьему возрасту" - www.seniorinfo.ru Не пожалеете.

    • Большое спасибо. Давно такое искал :)
    Страницы: 1
    Добавить комментарий


    Читайте также:



    Советуем посетить:






    Мы и общество...







    «ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» 
     

    У нас третий возраст, ни много, ни мало.

    А жизнь нередко других баловала…

    И годы свои, мы, как видно, не спрячем:

    При всех - веселимся, а внутренне – плачем…

     

    Мы взрослые дяди, и взрослые тети.

    И с детства, как видно, нас так воспитали,

    Что все свои силы отдали работе,

    Но вот о себе мы порой забывали…

     

    А жизнь наступает, представьте, такая,

    Которую, если серьезно, не ждали,

    Когда-то мы бегали, не уставая,

    Теперь меньше ходим, но больше устали...

     

    Не замужем кто-то, не все и женаты,

    Есть те, у кого подрастают внучата.

    Так выпьем, ребята, так выпьем, девчата,

    За возраст четвертый, а, может быть, пятый…

     

    Нередко нам в жизни пришлось ошибаться,

    Порою не в тех доводилось влюбляться.

    Но сами себе мы боимся признаться,

    Что жаждем любви, словно нам восемнадцать…

     
    Феликс ГИНЗБУРГ    
     


    Партнеры

    Из почты

    Навигатор

    Информация

    За рубежом





    Рейтинг@Mail.ru