Rambler's Top100

Галина Писаренко: грани творческой жизни

Галина Писаренко: грани творческой жизни

Недавно народная артистка России Галина Алексеевна Писаренко, гордость российского вокального искусства, отметила 75-летний юбилей. Но и сегодня каждый день певицы, профессора Московской государственной консерватории заполнен творчеством. Главное в ее нынешней работе — ее ученики

Явление героини

Прекрасную творческую форму эта всемирно известная оперная и камерная певица сохраняла необычайно долго. А если под творчеством понимать не только исполнительство, но и педагогический труд, то им и сегодня наполнена ее жизнь – на многих престижных международных конкурсах ее ученики становятся лауреатами и победителями, а в лучших театрах мира поют ее выпускницы.

В чем же тайна творческого долголетия этой замечательной женщины? Попробую приоткрыть завесу этой тайны, потому что жизнь подарила мне десятилетия искренней дружбы с певицей.

Познакомились мы в далекие пятидесятые годы на снежной подмосковной лыжне. Она бежала впереди легко и грациозно, но я, умелая лыжница, решила: быстро догоню. Однако не сразу я поравнялась с бегуньей, а когда поравнялась, мы улыбнулись друг другу и побежали рядом…

Как давно это было! Как много событий произошло в наших жизнях с той поры! Прекрасно помню ее первые студенческие спектакли, первые концерты. Позже, когда я занялась журналистикой, в обширной прессе о молодой восходящей звезде были и мои восторженные статьи.

Однажды Иван Семенович Козловский, мэтр вокального искусства, в разговоре со мной мечтательно произнес: «Сразу видно, что Боженька очень много Гале отпустил».

Действительно, это было так. Изначально Галина была многим одарена. Прежде всего, женским обаянием, тем, что немцы называют «ewige weib» – «вечная женственность».

Была одарена Галина и заботливой родней: сестры отца - Александра и Надежда Кузьмины взяли на себя труд ее воспитания после ранней смерти родителей. И первую профессию она выбирала по их совету.

Окончив школу с золотой медалью, Галина поступила в МГИМО, затем ее курс перевели на экономический факультет МГУ. Но параллельно она занималась пением — это было любимым. И, наконец, поступила в консерваторию.

В свой час пришла любовь. Ее избранник – молодой физик-теоретик Новомир Писаренко горячо сочувствовал стремлению своей юной жены петь и всеми силами помогал ей состояться как певице.

Но рядом с еще развивающимся талантом обязательно должен быть опытный педагог, который не только научил бы профессии, мастерству, но и имел бы непререкаемый авторитет в своем деле.

Учитель и ученица
— Всеми успехами в искусстве я обязана Нине Львовне Дорлиак. Она не только была моим учителем в вокале, но и сформировала мою артистическую личность, помогла состояться певческой карьере и, что очень важно, ее школа дала мне певческое долголетие, – говорит Галина Алексеевна.

Общение с Ниной Львовной Дорлиак, уникальной певицей и педагогом, супругой Святослава Рихтера, – большая удача и большая ответственность. Ведь нужно было каждую минуту соответствовать надеждам учителя во всем: в трудолюбии, таланте, любознательности, чистоте душевных помыслов, эстетике облика, этике поведения. Легко ли?!

Но Писаренко сумела соответствовать. Природа наградила ее чарующим голосом, редкой музыкальностью, теплой доверительной интонацией и утонченной романтичностью облика. Она была очень обучаемой и постоянно стремилась учиться, познавать новое.

Однажды поверив в свою ученицу, Н.Л. Дорлиак дала ей свою школу, творческие силы, опыт и знания, что и привело к изумляющему певческому долголетию Писаренко: в опере она пела 35 лет и имела в репертуаре около 40 партий, параллельно занималась камерным пением, а затем еще несколько лет пела только на концертной эстраде.

Школа пения Дорлиак – это естественное пение с легким звукоизвлечением, когда эмиссия звука непринужденная и свободная, без форсировки, без крика, но и без ограничения больших природных голосов. При этом большое внимание уделялось слову, безупречной дикции и артикуляции. По методике Дорлиак сила голоса развивалась органично, как бы сама собой, и это давало возможность не утомлять голосовые связки, петь долго, с нарастающим успехом.

Основы этой школы заложил известнейший певец и педагог испанец Мануэль Гарсиа, отец Полины Виардо, и они были освоены Ниной Львовной Дорлиак.
Так пели лучшие певцы мира.

Лучшая из всех Татьян
Нина Львовна учила Галину пению осмысленному, одухотворенному, эмоциональному. «Пой с горячим чувством, - говорила она ученице, – и тогда музыка тронет сердце, пробудит лучшие движения в человеческой душе».

«Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, поставленная в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, стала событием в столице, когда в заглавной партии появилась Галина Писаренко. Публика буквально бушевала после спектакля, в Елену – Писаренко влюблялись все мужчины в зале, и после каждого спектакля кто-нибудь непременно объяснялся ей в любви.

Однако не было в России певицы-сопрано, которая не мечтала бы о партии Татьяны Лариной. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее», – эти строки Петра Ильича Чайковского об опере «Евгений Онегин» были близки Галине — с такой же любовью и трепетом пела она эту партию.

Святослав Рихтер сказал: «Галина Писаренко – лучшая из всех Татьян». Ему вторила мировая пресса. Вот что писали в Японии: «Замечательна драматургия образа Татьяны, созданного Г. Писаренко. Она не только прекрасная вокалистка, но и драматическая актриса, настоящая звезда оперного театра».

Оперу «Иоланта» Чайковского Галина любила с детства за поэтичность сюжета, за мелодическую красоту арий. Поэтому и спела главную героиню блистательно. Вокальная сторона была столь безупречна, голос лился так чисто и трепетно, что казалось – партия не содержит вокальных трудностей.

«Открылся занавес, и луч света упал на Иоланту. Как она шла, как поворачивалась, какая это была музыка и гармония, какая пластичность в движениях, в удивительном жесте. Она играла не болезнь и страх, она играла свет. Свет был у нее внутри, она несла нам свет!» – так поэтично знаменитая балерина Ольга Лепешинская восприняла Иоланту Писаренко. Она как бы сформулировала еще одну грань натуры артистки – особую светоносность не только ее взгляда, но и всей ее сущности.

Много пела Галина Алексеевна из опер Моцарта, которого особенно любит. Поет она почти на всех европейских языках. Такая творческая напряженная работа дает и молодость, и здоровье. Уже после 60 лет люди жалуются на резкое падение памяти, но, общаясь с Галиной Алексеевной, я никогда не слышала: «Ох, я забыла!» И лекарство от этого «греха» - постоянная работа ума, эмоций, сердца и любовь к своему делу.

Оперная жизнь Писаренко, в основном, прошла в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Но когда на «оперном» горизонте театра появился магически притягательный музыкант Евгений Колобов, с его беззаветным служением искусству, она вслед за гениальным дирижером ушла в его будущую труппу, которая преобразовалась в «Новую оперу». На сцене «Новой оперы» Писаренко с успехом воплотила трагический образ женщины-вамп в опере С. Прокофьева «Маддалена».

В творчестве певицы поражает обширность камерного репертуара. Почти невозможно назвать автора из классики, чьих бы произведений она не исполняла! Многие композиторы-современники были счастливы тем, что она была первой исполнительницей их сочинений. Так, она первой исполнила партию сопрано в цикле Г. Свиридова «Петербургские песни», и оценкой ее вокала стали слова композитора: «Работать с Галиной Писаренко – истинное удовольствие. Она очень хорошо знает, что успех дается только трудом, долгим и трудным».

Из самого дорогого для певицы – творческое содружество с великим пианистом Святославом Рихтером. «Когда он предложил мне совместную работу, это было не просто невероятно значительным событием, а настоящим потрясением», - делилась со мной Галина.

«Песни безумного муэдзина», исполненные Рихтером и Писаренко, были написаны польским композитором К. Шимановским на стихи Ярослава Ивашкевича. Клавир произведения Рихтер получил от своего учителя Г. Нейгауза. А тот – от автора, своего кузена, который ждал до поры своих исполнителей в России. Успех сотворчества двух великих исполнителей – Рихтера и Писаренко был огромный. Это показали и приз «Орфей» на фестивале в Варшаве, и концертное турне по Европе.

А вся концертная гастрольная география народной артистки России обширна до невероятности – вся Европа, США, Канада, Австралия, Южная Америка, Южная Корея, Китай, Япония… Бесценно для нее сотрудничество с первоклассными аккомпаниаторами – В.Шубиной, Г. Зингером, Г. Гродбергом и дирижерами – К. Кондрашиным, Г. Светлановым, П. Федосеевым, Н. Китаенко, Сондецкисом. Незабываемы и зарубежные дирижеры: Р. Бенца, К. Мазур, К. Зандерлинг, В. Нойман.

«Работаю с наслаждением»
«Петь – это очень трудно, а уж учить пению можно только по приговору суда», – сказал как-то И.С. Козловский. И, тем не менее, Писаренко взялась за этот титанический труд. Откуда только брались силы, на многие годы продлившие ее творческий путь?!

Педагогический труд – дело чрезвычайно сложное, ответственное, требующее бесконечного терпения, требовательности, доброжелательности. Требуется профессионализм и безупречное чутье. Конечно, были у нее сомнения: осилит ли еще и эту стезю в искусстве? Но сомнения далеко позади, и уже более 40 лет (!) Писаренко ведет класс в Московской государственной консерватории, ныне в должности профессора.

«Работаю с наслаждением, – говорит Галина Алексеевна, – и искренне радуюсь успехам моих учеников. Счастлива, когда они хорошо поют в классе, а уж если выступают на сценах мировых престижных театров, чувствую, как в меня вливаются новые силы, и вновь я отдаю все накопленные знания и опыт следующему юному поколению».

Сегодня ее выпускницы – солистки самых знаменитых театров мира. Любовь Петрова и Альбина Шагимуратова поют в Метрополитен-опера, Татьяна Треногина – в Венской опере, Ольга Верижникова – в опере Брюсселя. Надежда Сердюк – солистка Мариинской оперы, Анастасия Бакастова – театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Ирина Ромишевская – солистка «Новой оперы». Если же вспоминать все победы учеников профессора Писаренко за долгие годы на Международных конкурсах, то только перечисление знаменитых имен займет многие страницы.

— Ее главное педагогическое качество заключается в том, – сказала мне Ирина Ромишевская, победитель и лауреат пяти международных конкурсов вокалистов, в том числе получившая Гран-при на конкурсах в Тулузе, Токио и Амстердаме, – что Галина Алексеевна поддерживает и пестует в каждом из своих учеников прежде всего индивидуальность — человеческую и творческую.

А Альбина Шагимуратова, победительница последнего конкурса им. Чайковского в Москве, призналась:

— Галина Алексеевна полностью переделала меня и сформировала как личность, дала мне настоящее понятие не только об искусстве, пении, но и о жизни. Она относится к нам как мама, растит нас с любовью и особым тактом.

Педагогический талант профессора Писаренко давно замечен в музыкальном мире, ее постоянно приглашают в жюри самых престижных конкурсов и для проведения «мастер-классов», например, несколько лет она преподавала в летней вокальной школе Американского института музыки в Австрии.

Несмотря на многообразие форм в искусстве современности традиции русской музыкальной культуры продолжают жить. В этом есть заслуга певицы и педагога Галины Писаренко.

Иван Семенович Козловский сказал однажды: «Нет повести печальнее на свете, чем жизнь артиста, – столько остается неосуществленного. Но надо работать, а работа не пропадает». С этими словами полностью согласна великая певица Галина Алексеевна Писаренко. Она продолжает работать и творить чудо – по всему миру звучат прекрасные голоса ее учеников. Это одна из тайн долголетия замечательной русской артистки.


27.01.09         Галина СНИТКОВСКАЯ, искусствовед           Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:












Мы и общество...





«ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» 
 

У нас третий возраст, ни много, ни мало.

А жизнь нередко других баловала…

И годы свои, мы, как видно, не спрячем:

При всех - веселимся, а внутренне – плачем…

 

Мы взрослые дяди, и взрослые тети.

И с детства, как видно, нас так воспитали,

Что все свои силы отдали работе,

Но вот о себе мы порой забывали…

 

А жизнь наступает, представьте, такая,

Которую, если серьезно, не ждали,

Когда-то мы бегали, не уставая,

Теперь меньше ходим, но больше устали...

 

Не замужем кто-то, не все и женаты,

Есть те, у кого подрастают внучата.

Так выпьем, ребята, так выпьем, девчата,

За возраст четвертый, а, может быть, пятый…

 

Нередко нам в жизни пришлось ошибаться,

Порою не в тех доводилось влюбляться.

Но сами себе мы боимся признаться,

Что жаждем любви, словно нам восемнадцать…

 
Феликс ГИНЗБУРГ    
 


Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru