Сегодня я хочу рассказать об одном из чудесных мест моей малой родины- Тверской земли. Это Николо-Теребинская обитель.
Село Теребино упомянуто в летописях еще под 1389 г., где повествуется о ссоре с великим князем Василием Дмитриевичем серпуховского князя Владимира Андреевича. Последний, по словам летописи, отъехал в Торжок «и тамо пребысть нЪколико врЪмя въ ТеребЪньскомъ, дондеже умиришася» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 157). Позднее оно числится в «Отводном списке новоторжских земель» 1476 г. (АСВР. Т. 3. № 20). Согласно исследованиям В.С. Борзаковского, с. Теребино располагалось на р. Теребинке, правом притоке Кавы, которая, в свою очередь, является левым притоком Тверцы (Борзаковский В.С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 51).
В XV в. Теребино принадлежало благочестивому Михаилу Обуткову, который вознамерился построить в своем селе церковь в честь свт. Николая чудотворца. Избрав место для церкви, он поставил там образ свт. Николая чудотворца. Но икона чудесным образом сходила с того места и всякий раз оказывалась в другом месте, «в расстоянии от села Теребени на полпоприще к озеру и к реке Мологе, где стояли пять берез и был водный кладезь». Ктитор увидел тогда в этом чудном знамении от образа иную волю свт. Николая о месте построения храма и не захотел противиться ей. Сначала была построена приходская церковь в 1492 г., а потом около нее образовался монастырь Николо-Теребинская пустынь. Именно в этой обители начинали подвизаться св. прп. Нил Сорский и св. прп. Александр Свирский. Близ обители сохранились до нашего времени пещерки знаменитых заволжских старцев-отшельников с подземной часовней.
В Смутное время тверскую обитель разорили польско-литовские интервенты. В 1611 г. на это место пришел инок Онуфрий и поселился возле запустевшей церкви. Однако инок прожил здесь недолго, скудость места и недостатки заставили его уйти. Начал возрождаться монастырь только в 1641 г., когда священноинок Авраамий вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживавшим в 5 верстах от обители в с. Топальском, возвели небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и, разбирая развалины, неожиданно обнаружили чудом сохранившуюся икону свт. Николая чудотворца. От этого чудотворного образа совершалось немало чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В ознаменование этого чудесного события, «в незабвенную память будущим родам о чудесном избавлении от смертоносной язвы, на благословение города и молебствие от верных», ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с 23 по 30 июня (с 6 по 13 июля н.ст. ) от Николо-Теребинской пустыни в Бежецк и попутные селения . К числу насельников обители принадлежал старец Нифонт Теребинский, которому патриарх Никон благословил строить Крестный (Кийский) монастырь на Онежском озере с 1656 по 1659 гг.
К XVIII в. Николо-Теребинский мужской монастырь стал одним из самых известных в России. Сретенская церковь (не сохранилась) была устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь прп. Александра Свирского. К концу XIX в. в обители было три храма, из которых главный – Никольский соборный храм, перестроенный в 1835-1838 гг. с 2 приделами - во имя Владимирской Божией Матери и в честь прав. Иакова Боровичского.. В 1882 г. на месте прежней была заложена Благовещенская церковь с приделом в честь свт. Арсения Тверского, которую освятили в 1883 г.
Когда в 1920 г. закрывали обитель, то монахов, судя по некоторым данным, здесь же и расстреляли. Один из насельников Николо-Теребинского монастыря иеромонах Анатолий (Ботвинников) после закрытия обители служил на приходах Тверской епархии. В 1937 году он был арестован за «антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность», но виновным себя не признал и был расстрелян 13 ноября 1937 г. На заседании Св. Синода БПЦ, которое состоялось 15 декабря 2009 г., в Собор Беларусских святых внесено имя преподобномученика Анатолия (память 31 октября/13 ноября).
Возрождение церковной жизни Николо-Теребинской пустыни пришлось на начало 2000-х, а в 2004 г. монастырь стал женским. По ходатайству Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (см. фото - Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце) Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 г. (журнал № 42) определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).
Особо почитаемая чудотворная икона в Николо-Теребинской пустыни - Богородица с Младенцем, который стоит с распростертыми руками на неком круглом возвышении наподобие камня .
Теребинская икона Богородицы (празднуется 14 мая) прославилась вместе с чудотворным образом свт. Николая чудотворца в 1654 г., но, к сожалению подлинная икона утрачена, ныне там находится список. А через р. Мологу, прямо напротив монастыря, в деревне Кочки сохранился камень-следовик, где отпечаталась ножка примерно 35-го размера, такая же, как в Почаевской лавре (см. фото).
На территории монастыря - два храма. Богослужения пока проходят только в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Постепенно возрождается из запустения Никольский собор, где в советское время из церкви сделали зернохранилище, потом автомастерские, были здесь и птицефабрика, и спортзал. Сегодня в Никольском соборе чудесно обновляются фрески, которые сами собой проступают на обшарпанных, замызганных стенах бывшего зернохранилища. Как сообщил Геннадий Быков, заведующий туризмом в максатихинской администрации, фрески начали проступать недавно, лишь с началом возрождения Николо-Теребинской пустыни. Сначала отдельными фрагментами, теперь - целые композиции.
По мнению специалистов, стены здесь расписывал художник из сельца Сафонково Тверской губернии - знаменитый живописец Алексей Венецианов (1780-1847). После смерти жены во время эпидемии холеры 1831 г. Венецианов, печалившийся о нехватке материнского внимания подрастающим сиротам-дочерям, вплотную обратился к теме перехода в мир иной, которую до него русские живописцы не разрабатывали. Этой теме, которая недавно была поднята в нашем сообщении Ангел Смерти над Россией (
http://expertmus.livejournal.com/48573.html), посвящено необыкновенное венециановское полотно «Причащение больной женщины Святых Тайн» (1839 г., Третьяковская галерея), ставшее своего рода парафразом иконографии Успения Богоматери.
На те же годы приходится работа Алексея Венецианова над фресками Николо-Теребинского монастыря, за которую он был вознагражден упряжкой лошадей. Сам живописец исповеди и причащения Святых Тайн перед смертью получить не успел. 4 декабря 1847 г. Венецианов выехал в Тверь, но на одном из крутых спусков лошади понесли и его выбросило из кибитки. Прибежавшие очевидцы увидели запутавшуюся в вожжах перчатку художника, в которой дотлевала сигарка... В тот же день Алексей Гаврилович Венецианов скончался в тверском селе Поддубье от увечий.
Как только стало известно про самообновление венециановских фресок, в Николо-Теребинскую пустынь тут же приехали реставраторы. Здешний феномен они объяснили так: когда-то давно в храме был ремонт, и новую штукатурку положили поверх старой. Но со временем этот новый слой начинает отваливаться, и теперь просто проявляются старые стены с росписями. А сочность и яркость красок они объяснили повышенной влажностью воздуха. Когда реставраторы уехали, фрески стали проявляться не на штукатурке, а на голой кирпичной стене. Специалисты вернулись, чтобы посмотреть и поговорить с настоятельницей монастыря - матушкой Ольгой. Как сообщила монахиня Ольга: «Я им показала, говорю, объясните мне, пожалуйста, что это такое, там мне понятно, там сохнет. А вот это что такое, они мило улыбнулись и ничего не сказали по этому поводу» .
Насельниц в тверской обители немного: игуменья Ольга (в миру была аудитором), инокиня Иоанна (инженер-строитель), еще одна послушница и трудница. Первые пару лет здесь вообще жила одна матушка Ольга - и на клиросе пела, и снег чистила, и еду для паломников готовила, и за скотиной ухаживала. В 2005 г. она попала в серьёзную аварию, год пролежала, теперь с палочкой ходит, хромает. Но плотью немощна, а духом бодра. До революции Николо-Теребинский монастырь держал лавку в Москве. Здесь выпекалось 80 видов знаменитых на всю Россию пряников! Пекарня - в планах у матушки Ольги. А пока монахини содержат ферму на 20 коров, лошадь Комету и ослика Яшу. Здешние коровы начинают и заканчивают день под чтение молитв. Одна корова страшно любит 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего» - так она строптивая, а как его услышит, так хоть что с ней делай...