Сколько мы переплачиваем за «коммуналку?Чиновники от ЖКХ любят рассуждать о том, что причина всех бед нашей «коммуналки» — низкие тарифы. Мол, народ платит так мало, что денег ни на что не хватает. На самом деле мы даже переплачиваем за услуги.
За тепло наше население точно переплачивает в 2-2,5 раза больше. В отличие от воды или электроэнергии, на которые у большинства людей уже есть счётчики и они могут узнать свой истинный уровень потребления, количество реально полученного тепла никто не знает. Люди просто получают счёт за отопление и оплачивают его. А потом чиновники от ЖКХ нам рассказывают байки о том, что тепла мы потребляем в 3-4 раза больше, чем в Швеции или Финляндии, а платим за него намного меньше.
Это совершенно не так. Только треть наших домов потребляет столько энергии, сколько нужно. У остальных или сломаны счётчики, или их нет, или здания потребляют на 25-34% больше тепла. Причины разные — где-то энергетики перетапливают, чтобы больше заработать, а где-то система разрегулирована, “зашлакована”. Если промыть трубы или заменить радиаторы, это снизит энергопотребление в среднем на 25-30%. После проведения такой работы за тепло в “двушке” в 50 кв. м в московском климате надо будет платить около 850-900 руб. в месяц, а не тысячи, как сейчас. К сожалению, энергоэффективность сетей не волнует ни управляющие компании, ни местные власти.
Большинство коммунальщиков считают, что тариф и цена — это одно и то же. Отсюда происходит не только путаница, но и откровенный грабёж, обман населения по части вычисления стоимости практически всех коммунальных услуг. В лютые зимы мы должны платить много, а в тёплые — вполовину меньше. Для примера: если тариф, который рассчитан на −26˚, равен 1300 руб., то при −13 цена отопления должна упасть вполовину. Потому что в холод ТЭЦ тратят вдвое больше топлива! Но население оплачивает как будто во всей стране вечная зима с температурой −40!.
Многие эксперты считают, что мы переплачиваем не только за тепло, но и за другие коммунальные услуги. Сегодня нет открытости в составлении тарифов, цифры рисуют, какие захотят, а потребитель — плати. В себестоимость коммунальной услуги компании могут заложить выплату процентной ставки по банковским кредитам, которые они набрали неизвестно на какие цели. Или содержание дома отдыха, который находится на их балансе. С какой стати?! Всё это должно оплачиваться из их прибыли, а не из нашего кармана как потребителя. Мало того, трубы не изолированы, идут по воздуху, есть огромные потери воды и тепла, и всё это тоже оплачиваем мы с вами. Если человек не поставил счётчик на воду, норматив такой огромный, что можно слона вымыть, и ещё на трёх слоников хватит. А теперь повышающие коэффициенты для тех, у кого нет счётчиков, ввели. С какой стати? Официально 28% населения страны живут за чертой бедности, в реальности малоимущих уже 60%. На оплату “коммуналки” из семейного бюджета идёт до 40%. Это безумие. Не остаётся ни на учёбу, ни на продукты, ни на отдых.
Если вы считаете, что ваши тарифы завышены, обращайтесь в суд — только так можно отстоять свои права, причём доказывать и обосновывать тарифы и нормативы должны не вы, а те органы, которые их утверждают. Конечно, судиться в сфере ЖКХ — дело непростое.
1 июля тарифы повысились в очередной раз, повышение, по оценке Федеральной службы по тарифам, в среднем по стране должно составить 8,3%. Многие эксперты считают, что реальный рост будет гораздо выше. Муниципальные власти могут поднять тариф под предлогом модернизации сетей или поставщик ресурсов просто нарисует ту цифру, которая ему нравится.