Rambler's Top100

    

 

     

    

Как замедлить болезнь Альцгеймера?

Как замедлить болезнь Альцгеймера?

В настоящее время причина болезни Альцгеймера неизвестна, заболевание неизлечимо и неуклонно прогрессирует. Однако если заболел кто-то из членов семьи, то в силах родственников хотя бы замедлить угасание памяти близкого человека. Как это сделать, нашему обозревателю рассказывает ведущий научный сотрудник Отдела гериатрической психиатрии Научного центра психического здоровья Наталья СЕЛЕЗНЕВА.

Наталья Дмитриевна, как проявляются первые симптомы болезни? На какие изменения в поведении больного должны в первую очередь обратить внимание его родственники?

Первые настораживающие «звоночки» появляются на самой ранней стадии. Возникает лёгкая забывчивость: например, человек идёт в магазин и забывает, что надо купить, оставляет дома кошелёк или в магазине сумку с покупками, а потом не может припомнить, где он всё это оставил. Или он заходит в другую комнату и забывает, зачем шёл, ему приходится возвращаться на прежнее место, чтобы вспомнить. Развивается подозрительность – больному кажется, что у него украли вещи, деньги, а потом всё это находится в неожиданных местах.

Проблема состоит в том, что очень часто близкие люди не замечают начала заболевания. На вопрос врачей о времени появления его первых признаков они отвечают, что это началось около месяца тому назад. При уточняющих вопросах выясняется, что симптомы появились гораздо раньше. Это приводит к тому, что близкие больного обращаются за помощью уже на продвинутой стадии течения заболевания. Главное, о чём нужно знать: сам пациент никогда не жалуется на забывчивость, если её причиной является деменция вследствие болезни Альцгеймера.

Деменция, развивающаяся в результате других церебральных заболеваний, например при сосудистой патологии, ещё может быть отмечена самим больным, но люди с болезнью Альцгеймера не имеют критики к собственному состоянию и самостоятельно к доктору не обращаются. Поэтому следует очень внимательно относиться к больному, чтобы отметить самые первые болезненные проявления и как можно раньше посетить доктора для правильной диагностики и своевременного назначения необходимой терапии.

В какие медицинские учреждения следует обращаться?

Необходимо найти координаты психоневрологического диспансера по месту жительства. Там назначат врача-психиатра, который проведёт обследование, оценит состояние пациента, поставит диагноз и назначит терапию. К сожалению, часто родственники больного обращаются к терапевтам и неврологам районных поликлиник, которые назначают неверную или недостаточную терапию, ограничивающуюся сосудистыми препаратами, к примеру кавинтоном. Такое назначение в ряде случаев могло бы быть оправданным. Однако этого недостаточно, поскольку требуется терапия патогенетическая, целенаправленно воздействующая на механизмы, лежащие в основе развития болезни Альцгеймера.

Определить, какая именно терапия нужна, может только специалист. Чем раньше заболевший человек станет её принимать, тем быстрее начнёт восполняться дефицит нейромедиаторов, который и приводит к развитию симптомов заболевания. Только такая тактика позволит на некоторое время (около полутора-двух лет) отсрочить переход к более тяжёлой стадии деменции. Если лечащий врач психоневрологического диспансера не уверен в точности диагноза, пациент может быть направлен в отделение болезни Альцгеймера и ассоциированных с ней расстройств Научного центра психического здоровья. Там же действует Школа для родственников, где специалисты читают циклы лекций, в том числе по тематикам, связанным с правилами оказания помощи больным и ухода за ними.

Вы говорите, что больные не могут оценить своё состояние как болезненное. Но они часто переживают из-за того, что их считают больными, и в то же время отказываются принимать лекарства…

Не имея критического отношения к заболеванию в целом, больные могут испытывать выраженное чувство собственной несостоятельности. Допустим, при обследовании пациент не способен правильно ответить на простейшие вопросы – в каком городе он проживает, какое сегодня число, месяц, год. Он осознаёт, что сделал ошибку, испытывая при этом чувства смущения, растерянности, отчаяния, может расплакаться, отказаться отвечать на последующие вопросы или даже из чувства протеста выйти из кабинета, хотя спустя несколько минут забывает об этом. Беседа с пациентом непременно должна быть психотерапевтической, нужно поддержать его уверенность в возможном ослаблении симптомов.

Основными симптомами болезни Альцгеймера являются снижение интеллектуальных способностей, нарушение памяти, ориентировки в привычном пространстве и узнавания знакомых, затруднения в подборе слов, в назывании предметов первой необходимости, практической деятельности. Нарушается способность считать, писать, читать, рисовать. В то же время основные особенности личности до определённого момента остаются незатронутыми: пациент продолжает чувствовать душевную боль, испытывать разнообразные эмоции. Поэтому щадить чувства больного необходимо.

Но вот неутешительный диагноз поставлен, и теперь вся жизнь пациента и его семьи окажется в подчинении у болезни…

К сожалению, это так. Есть, конечно, неплохие психоневрологические интернаты, но я не на стороне тех, кто помещает туда своих близких. Пациент должен находиться среди здоровых людей, а не в одиночестве или в окружении пациентов с такими же нарушениями памяти. Пребывание среди больных со сходными расстройствами не поддерживает жизненно необходимые навыки на прежнем уровне – только усугубляет их нарушения. Рядом с больным обязательно должен находиться человек, который будет с ним заниматься, поддерживать его память. Если ему сложно приготовить пищу, заварить чай, выполнить правила личной гигиены, ему следует подсказывать, помогать. И непременно нужно с ним разговаривать, ведь если он целые дни проводит в одиночестве и молчании, то быстрее утрачивает функцию речи.

Допустим, больной смотрит телевизор, но ему уже становится трудно усваивать информацию. В этом случае ухаживающему за ним человеку следует расспросить, как называется передача или фильм, о чём в них говорилось, какие актеры играли, чем передача закончилась.

Можно обсудить новости или почитать с ним стихи, рассказы, вспомнить материалы школьной программы, сюжеты известных детских книг. Скорее всего, об этом он будет рассуждать лучше, чем о недавних событиях. Это объясняется тем, что нарушения памяти при болезни Альцгеймера происходят по закону Рибо: вначале они касаются событий текущего времени, затем – месячной и годовой давности, в последующем – юности и детства.

Если у больного сохраняется представление, каким он был в детстве и что с ним происходило, то возможны уходы из дома, где он живёт в настоящее время, чтобы найти «свой» дом, в котором он когда-то жил. Такие поиски часто приводят к дезориентировке в привычной местности и неспособности найти дорогу обратно.

А если больной не захочет или не сможет говорить о прочитанных книгах или передачах? Как тогда поддерживать его память и другие жизненные функции?

Необходимо учитывать особенности характера больного, чтобы у него не возникло отрицательного отношения к домашним занятиям. Настаивать на них вопреки желанию нельзя, особенно если это происходит в требовательной форме.

Многие родственники, посещающие Автономную некоммерческую организацию (АНО) «Помощь пациентам с болезнью Альцгеймера и членам их семей», делятся собственными способами поддержки памяти и бытовых навыков своих близких. К примеру, складывают с ними пазлы, читают буквари, вспоминают таблицу умножения, разгадывают загадки. Рекомендуются, к примеру, такие задания, как рисование циферблата с расстановкой на нём цифр и стрелок, показывающих определённое время. В одной из семей больному была предложена «золушкина работа» – перемешанные в одной ёмкости горох с красной и белой фасолью нужно было разложить по цвету в три ёмкости. Можно использовать также детские развивающие игры, разгадывание кроссвордов, припоминание стихов. Заниматься нужно ежедневно, если пациент этому не противится, и столько, сколько он пожелает.

Два слова об истории моей семьи. Мой отец заболел болезнью Альцгеймера, причём она выражалась в довольно агрессивной форме, и маме приходилось сидеть с ним день и ночь в течение нескольких лет. Позднее у мамы было обнаружено тяжёлое неврологическое заболевание, и она рано ушла из жизни. Лечащие врачи отца говорили ей: забудьте о себе, ваша жизнь теперь зачёркнута. Вероятно, будь у неё тогда возможность больше отдыхать, уделять время себе, всё закончилось бы не так печально?

Действительно, взрослым детям и другим родным часто приходится оставлять работу и оставаться дома с пациентом. Труднее всего ухаживать за ним пожилым людям – мужьям и женам, братьям и сёстрам больных. Во многих случаях значительная нагрузка, связанная с уходом, вызывает у них чувство страха – вдруг они тоже потеряют память. Очень часто у пожилых родственников развивается состояние тревоги и подавленности. К тому же они страдают собственными сердечно-сосудистыми или другими заболеваниями, свойственными пожилому возрасту. Поэтому ухаживающим родственникам рекомендуется находить время для отдыха, встреч с друзьями, посещений театра. Хороший выход из труднейшей ситуации – помощь других родственников, которые проживают отдельно и могут приезжать на некоторое время.

В Германии, к примеру, существуют помогающие в уходе за больными социальные службы, на несколько часов в день освобождающие от этого труда родственника. У нас таких служб нет, поэтому лучше всего, если уход возьмет на себя профессионально обученная сиделка. Она будет находиться с больным и поддерживать его навыки самообслуживания, умственные способности, помогать готовить пищу, ориентироваться в пространстве. Часто родственников приходится уговаривать, чтобы они разрешили находиться в квартире постороннему человеку. Однако те, кто так поступил, отмечают улучшение обстановки в семье.

А можно ли поместить больного человека в стационар хотя бы на время?

Некоторые психиатрические больницы принимают на ограниченный период времени пациентов с деменцией для ухода за ними. В этом случае ухаживающий родственник может отдохнуть, взяв отпуск. Однако необходимо помнить, что из-за смены привычной обстановки у пациента может развиться состояние спутанности, сопровождающееся психомоторным возбуждением: он суетливо передвигается по коридору, дёргает дверные ручки в поисках выхода, кричит, ищет родных. В этих случаях применяют успокоительные препараты. После выписки пациент возвращается в свою квартиру, которую уже успел забыть, и состояние спутанности, купированное в условиях стационара, возникает вновь.

Часто больной уже не возвращается к прежней стадии болезни, его состояние ухудшается. Нередки случаи, когда переезд на дачу или к родственнику, вызвавшемуся помочь в уходе, но проживающему в другом городе, провоцирует то же самое состояние. Лучший способ избежать этой проблемы – это не менять место пребывания пациента при условии, что родственник или сиделка, ухаживающие за ним, приходят к нему на дом.

Как обустроить домашний быт больного, если нарушение памяти неуклонно прогрессирует?

В квартире не должно быть ничего, что затрудняло бы его передвижение и приводило к травме. Нужно убрать те предметы, которые могут нанести вред здоровью, например ножи и ножницы, стеклянную посуду, чтобы она не разбилась и не поранила больного. На острые углы мебели надо прикрепить специальные наклейки, чтобы он не ударился о них, скользкие полы – застелить коврами или приобрести для больного тапочки с нескользкой подошвой. Если у больного нарушена способность хорошо передвигаться, его движения неловки и суетливы, нужно вынести из комнаты мебель, на которую он может натолкнуться и упасть, получив, к примеру, перелом шейки бедра. Если он встаёт по ночам, рекомендуется оставлять включённым свет, особенно в туалете. Необходимо также перенести оконные ручки выше – настолько, чтобы до них невозможно было дотянуться, и заменить обычные стекла небьющимися. Нельзя допускать, чтобы больной вставал на табуретки и развешивал бельё в ванной комнате. Для сушки белья нужно приобрести вешалки, которые ставятся на пол.

Некоторые действия больного опасны не только для него самого, но и для окружающих. Известны случаи, когда больные заливали водой соседей, проживающих этажом ниже, или устраивали взрыв бытового газа, оставив открытыми конфорки.

Здоровым членам семьи нужно не забывать перекрывать все водопроводные и газовые краны, уходя из дома, а также контролировать ситуацию с ключами, поскольку больной, закрыв дверь, часто не в состоянии её открыть и вернуться домой. До определённой стадии заболевания запирать больного на замок тоже неправильно: ему полезны прогулки. Лучше всего надеть ему на руку браслет с именем, адресом и телефоном родственников, который он не сумеет снять самостоятельно, или цепочку с подвеской на шею. В настоящее время у нас уже появилась популярная на Западе мобильная медицина: это браслет или телефон с одной кнопкой. Когда пациент в опасности, он нажмёт кнопку – и его услышат родные, сообщат в полицию, вызовут машину скорой помощи. Однако это пока не всем доступно по цене.

Ещё раз хочу сказать: больному необходимо по возможности как можно дольше находиться в домашней обстановке, среди близких людей. Какой бы ни была его память, он остается человеком, и мы обязаны относиться к нему с должным уважением, оказывая необходимую помощь.

 Людмила ПОЛОНСКАЯ        Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





Здоровье








 


  •  

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом